Что характерно для новорожденного ребенка?

Содержание

☀ Возрастные особенности ☀ детей: этапы развития, ☀ переходные периоды

Что характерно для новорожденного ребенка?

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.

Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.

На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш — это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст — первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст — осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.

Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.

Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст — самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html

Ребенок и его развитие в первые дни после рождения

Что характерно для новорожденного ребенка?

Прежде чем охарактеризовать основные особенности новорожденного ребенка, определимся с терминологией. Новорожденными принято считать детей до месяца.

Что нужно знать о новорожденных?

Появляясь на свет, малыш вынужден научиться не только дышать и кушать, но и регулировать теплообмен, защищать организм от вирусов и инфекций, различать время сна и бодрствования. Все это дети учатся делать в первые дни своей жизни, в результате чего у них наблюдаются активные изменения в организме.

За пределами уютных стен матки малышу нужно научить жить, расти и развиваться, поэтому с момента рождения в работу включаются все органы и системы жизнеобеспечения крохи, совершенствуются рефлексы.

У малыша начинают дышать легкие, налаживается процесс кровообращения, ЖКТ делает первые попытки переваривать поступающее молозиво.

Организм крохи уже способен в зависимости от температуры воздуха регулировать температуру тела.

На первый взгляд хрупкий и беззащитный малыш на самом деле отличается повышенными адаптационными способностями. Даже в самых сложных условиях его организм настроит системы жизнеобеспечения таким образом, чтобы выжить.

Следует понимать, что доношенные и недоношенные дети развиваются по разному графику. Поговорим об отличиях в процессе развития тех и других.

Основные характеристики доношенного ребенка

Доношенным считается ребенок, который на свет появился на 38-40 неделях. Нормальный вес для доношенного малыша — от 2,5 до 4 кг. Как правило, мальчики рождаются несколько крупнее девочек.  Превышающий 4 кг вес младенцев может повлечь за собой целый ряд сложностей во время родов.

В первые дни после рождения первоначальный вес крохи снижается в среднем на 250-300 г. Ребенок худеет за счет потери глюкозы и воды. В ближайшие несколько недель потери восполнятся. Нормой считается прибавка в весе новорожденного за первый месяц жизни до 600 г. На практике же бывает так, что, находясь на грудном вскармливании по требованию, кроха набирает в 2 раза больше.

Рост доношенного новорожденного малыша колеблется в пределах 48-53 см, причем у девочек длина тела обычно меньше, чем у мальчиков, на несколько сантиметров.

У здорового, своевременно появившегося на свет крохи гладкая, нежная кожа слегка розоватого оттенка.

Обилие сальных желез делает ее особенно эластичной, не допускает пересыхания. Особенность кожи новорожденного — выделение лизоцима, защитного вещества, которое препятствует ее заражению микробами.

Для того чтобы защитные вещества выделялись в нужном количестве, кожа малыша должна содержаться в чистоте.

Как только кроха появляется на свет, он оповещает об этом знаменательном событии пронзительным криком. Малыш уже в первые минуты после рождения отличается повышенной двигательной активностью. Основные рефлексы в этот момент уже также в норме. Если приложить младенца к груди матери, он начнет сосать и глотать.

У новорожденных детей температура тела несколько повышена по сравнению со взрослым человеком и доходит до 37 с половиной градусов. В первые дни могут наблюдаться незначительные скачки температуры, что связано в первую очередь с адаптацией организма крохи к новым условиям жизни.

Еще одна особенность новорожденного — нежные ткани между костями черепа на голове, получившие в народе название «роднички». По мере взросления крохи они будут закрываться за счет уплотнения костной ткани.

Особенности органов чувств младенца

В первые недели после появления на свет органы чувств новорожденного хотя и развиты, но несовершенны. Кроха способен различать вкусы, радуется, когда получает возможность попробовать что-то кроме молока, например сладкие капельки или отвар семян укропа от коликов. Против горьких или кислых микстур малыш будет отчаянно протестовать, отворачивая голову.

Обоняние новорожденного также несовершенно, но уже имеет свои особенности. Малыш проявляет особую чувствительность к запахам, способным раздражать его слизистую носа. Мамам будет лучше воздержаться от обработки груди лекарственными мазями с сильными запахами.

Осязание у крохи также достаточно развито. Малыш позитивно реагирует на прикосновения матери, засыпает и успокаивается, чувствуя тепло ее рук.

А вот зрение малыша в первые недели жизни еще далеко от идеального. Кроха видит объекты с размытыми контурами и только на расстоянии не менее 35-40 см. Глазные яблоки раскоординированы, что приводит к проявлению признаков косоглазия, которые обычно исчезают к трем месяцам. Отмечается отсутствие рефлекса мигания при максимально близком расположении предмета возле глаз.

Слышит малыш примерно на том же уровне, что и видит. У него проявляется реакция на громкие звуки, кроме того, кроха позитивно воспринимает звуки голоса мамы.

Как работают у новорожденных органы выделения?

Основные органы выделения начинают работать как только малыш появляется на свет. Уже в первые сутки активно функционирует мочевой пузырь, что проявляется достаточно частым мочеиспусканием (порядка 5-6 раз за день). Уже к концу первой недели, когда кроха начнет получать пищу, число это увеличится в два раза.

Что касается испражнений другого характера, то в первые несколько дней выделяемый кал — это первородный меконий, образовавшийся в организме младенца в утробе по большей мере из заглотанных околоплодных вод.

Как только желудок крохи начнет перерабатывать молозиво, а затем и грудное молоко, место мекония заменит нормальный кал кашицеобразной консистенции.

Кишечник младенца опорожняется не намного реже мочевого пузыря — до 5 раз в сутки.

Чем лучше и стабильнее будет работать кишечник ребенка, тем быстрее он сможет адаптироваться к жизни за пределами утробы матери.

У доношенных здоровых детей иммунная система развита настолько хорошо, насколько развитой она является у матери.

Именно поэтому так важно, чтобы беременная на протяжении всего срока вынашивания малыша придерживалась режима питания, сна, прогулок, принимала витаминные комплексы для будущих мам.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенными принять считать детей, которые появились на свет раньше 38-й недели. Степень недоношенности может быть разной и зависеть от сроков родов. Весят такие новорожденные меньше нормы: как правило, до 2 кг при длине тела до 45 см. Естественно, что недоношенные дети имеют свои особенности по сравнению с малышами, которые родились в срок.

Одна из основных особенностей — это минимальное количество или, в тяжелых случаях, полное отсутствие подкожного жира. Такие детки, как правило, недостаточно пропорциональные, с головой больше нормы, тонкими малоподвижными конечностями и смещенным к низу крупным пупком.

Уши малышей прижаты к голове и более нежные по сравнению с ушами доношенного малыша, ногти недоразвиты, кожа слишком тонкая, покрытая сеткой морщин.

Всю поверхность тела недоношенных новорожденных покрывает слой тонкого пуха, кроме того, у детей не до конца развиты половые органы: у мальчиков — это не опустившиеся яички, у девочек — прикрытая половая щель. Зрачки нередко могут быть затянуты белой пленкой.

Естественно, что яркость выражения отмеченных признаков будет зависеть от степени недоношенности крохи.

Внутренние органы и основные системы организма недоношенного младенца

Внешние признаки недоразвития — это лишь вершина айсберга. Основные проблемы касаются внутренних систем жизнеобеспечения и органов, которые к моменту появления на свет новорожденного не успевают пройти основные стадии внутриутробного развития. Обычно у малышей имеются проблемы с работой органов дыхания и ЦНС, а для большей части внутренних органов характерно состояние общей незрелости.

Как правило, недоношенных детей отличают:

  • вялость;
  • повышенная утомляемость;
  • тихий плач;
  • продолжительный сон;
  • поверхностное учащенное дыхание;
  • перепады температуры тела.

Обычно такие дети плохо едят, часто имеют проблемы с сосанием и глотанием, подвержены заболеваниям из-за несовершенных защитных свойств организма.

Что нужно знать об основных физиологических состояниях новорожденных?

Новорожденный ребенок развивается в соответствии с заложенными природой основными нормами, и проявление некоторых физиологических состояний для него является неизбежным. Чем больше родители будут знать об этих состояниях и их проявлениях, тем спокойнее они будут на них реагировать.

Нужно понимать, что физиологические состояния новорожденных проходят в большинстве своем в течение первых нескольких месяцев и лишь в отдельных случаях могут усугубится, перейдя в форму заболевания с ухудшением состояния здоровья малыша. Чтобы вовремя отреагировать на первые признаки таких сбоев, необходимо понимать суть этих закономерностей.

Рассмотрим основные из них.

Желтушка новорожденных

Желтушка у подавляющего числа новорожденных проявляется в середине первой недели жизни. Первой она становится заметной на лице крохи, после перемещается на тело и конечности. Яркий признак желтушки — характерный желтый цвет слизистых глаз.

Основная причина — недостаточная активность ферментных систем печени, которые не справляются с быстро нарастающим билирубином. Если развитие новорожденного не осложнено заболеваниями и инфекциями, то к середине первого месяца желтушка обычно проходит без специального лечения.

Если желтушка не проходит на протяжении нескольких месяцев (это обычно связано с тяжелыми родами, травмами новорожденного во время родов), врач назначает оптимальное лечение чтобы исключить усугубление проблемы.

Половой криз: что нужно знать?

Первым признаком полового криза у новорожденных является увеличение в размерах грудных желез, как у мальчиков, так и у девочек. Основная причина — переход гормональных соединений в организм новорожденного от матери. Наряду с набуханием желез у девочек в период полового криза могут появиться незначительные кровянистые выделения, у мальчиков — набухание гениталий.

Во время полового криза общее состояние малыша не изменяется и проявления его в большинстве случаев проходят без вмешательства медиков до окончания первой недели жизни младенца.

Потовые и сальные железы: признаки закупорки

В первые недели жизни крохи закупорка потовых и сальных желез не является редкостью. Признаком закупорки являются точки на лице малыша с характерным белым или желтоватым цветом. Специально лечить их не нужно – достаточно будет усилить уход за кожей младенца и подождать несколько дней, пока ситуация не изменится к лучшему.

Особенности режима дня новорожденного

Здоровый малыш в первые несколько недель после рождения все время посвящает укреплению сил для развития и роста — сну и питанию.

Перед сном кроху обязательно нужно купать в воде оптимальной для него температуры — 37-38 градусов.

Если малыша ничего не беспокоит, то его сон будет продолжительным и спокойным. Просыпаются новорожденные обычно по нескольким причинам:

  • чувство голода;
  • боль;
  • нарушение температурного режима;
  • грязный памперс;
  • общий дискомфорт.

В отдельных случаях ребенок может разбудить себя ручками, если его не пеленают. Просыпаются новорожденные примерно каждые 2 часа, чтобы получить очередную порцию грудного молока, независимо от того, день это или ночь.

Считается, что в первый месяц жизни не имеет смысл пытаться приучить младенца к определенному режиму дня. Со временем это действительно станет возможно, но на начальном этапе правильным будет кормить кроху по требованию, подстраиваясь под его график.

Начиная с третьей недели обязательными в режиме дня новорожденного должны стать прогулки на улице. В первые дни гулять можно будет не более 15-20 минут, постепенно увеличивая время. К окончанию первого месяца жизни малыша гулять с ним можно будет два раза в день — утром и вечером – как минимум по часу.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/rebenok-i-ego-razvitie-v-pervye-dni-posle-rozhdeniya.html

Период новорожденности

Что характерно для новорожденного ребенка?

Пронзительный детский крик разорвал тишину… На свет появился новый человек — мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд.

Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка — это долгожданное событие и необыкновенная радость.

Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет — своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.

Этот новый недружелюбный мир

Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу.

Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение.

Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.

Общая характеристика периода новорожденности

Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери — это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира.

Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения.

«Багаж» знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс — это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.

Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов.

Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. Из-за этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно.

Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37°С.

Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано.

Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.

Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!

Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное — через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки — голоса родителей, топот, хлопки.

Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника.

При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.

Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.

Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ.

Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) — он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками.

Подобная реакция на появление мамы называется «комплексом оживления» и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.

Общая характеристика новорожденности даёт понятие о том, чему должен научиться ребёнок, чтобы перейти к следующей стадии развития. В общем случае это происходит в течение месяца после его рождения.

Чтобы он успевал приобретать все навыки вовремя, ребенку требуется общение — позитивное и доброжелательное.

В противном случае увеличивается длина периода новорожденности, и возможны задержки в психическом развитии.

Бдительность и внимание родителей — ключ к защите ребёнка от болезней периода новорожденности

Каким бы чудом не казалось развитие ребенка с полноценным набором органов и частей тела из слияния всего лишь семени и яйцеклетки, дети рождаются очень несовершенными.

Многие системы организма начинают работать лишь после его появления на свет и получают доразвитие в процессе жизни.

Этим обусловлены заболевания периода новорожденности, получающие возможность появиться у детей первого месяца жизни.

Наблюдать за ребенком нужно очень внимательно, чтобы не пропустить первых признаков заболеваний. Насторожиться следует, если ребенок перестал сосать грудь, у него появилась сонливость, кряхтящее дыхание, центральный цианоз, судороги, при вдохе грудная клетка втягивается необычно глубоко.

Тщательно следите за дыханием. Его частота в минуту меньше 30 или свыше 60, имеет место остановка дыхания больше, чем на 15 секунд — это знак того, что нужно обратиться к врачу. Даже температура у малыша в период новорожденности играет важную роль.

Её повышение должно сопровождаться вызовом детского врача на дом.

Диагнозы заболеваний, характерных для периода новорожденности, должен ставить профессиональный детский врач. Роль родителей — быть неравнодушными к своему ребенку, обращать внимание на наличие признаков, указанных выше, вовремя забить тревогу, обратиться к врачу и выполнить все его предписания.

Бывает так, что ребенку и маме требуется госпитализация. Чаще всего родители неохотно идут на такую вынужденную меру, аргументируя это тем, что дома удобнее и спокойнее.

Некоторые заболевания протекают так стремительно, что счет идет на минуты, и ребенку требуется немедленная помощь, будьте благоразумны и думайте только о здоровье своего ребенка.

Поддержать малыша всем, чем понадобится в этот нелегкий для него период — вот настоящая цель заботливых и любящих родителей. Дети — это самое дорогое, что даёт нам жизнь!

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-period-novorozhdennosti/

Внешний вид новорожденного ребенка в норме – физиологическая поза, пропорции, лицо, форма головы, зрение и слух младенца

Что характерно для новорожденного ребенка?

Для новорожденного ребенка характерна так называемая эмбриональная поза, или поза флексии. Дело в том, что к концу беременности ребеночку становится в матке тесно, ручки и ножки вынужденно постоянно поджаты. В результате появляется физиологическое усиление тонуса мышц-сгибателей, которое сохраняется и некоторое время после рождения.

Руки малыша согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, голова приведена к груди. При попытках разгибания конечностей они возвращаются в исходное положение.

Мышечный тонус — то есть их сопротивление — может быть повышен, понижен или быть разным в разных группах мышц и разных половинах тела (так называемая дистония).

Иногда на ровной горизонтальной поверхности новорожденные принимают позу «фехтовальщика»: голова повернула лицо к плечу, рука и нога с одной стороны согнуты, с другой стороны находятся в разгибательном положении. Поза «фехтовальщика» чаще встречается у детей постарше.

Пропорции тела

Для новорожденных характерны особые соотношения массы тела, роста, окружности груди и головы. При нарушении этих соотношений говорят о непропорциональном развитии и выясняют его причины, которые могут быть крайне разнообразными.

Средний рост новорожденного — около 50 см. Очень большая голова составляет 1/4 часть роста (для сравнения: у взрослого человека — 1/7). Ручки и ножки короткие и слабые, причем руки длиннее ног. Туловище длиннее конечностей.

Половые органы у мальчиков выглядят непропорционально большими.

У всех младенцев живот выпуклый и большой. Однако сильно увеличенный в объеме живот — свидетельство повышенного газообразования. Впрочем, «распластанный», как у лягушонка, животик — тоже не очень хороший признак, который обеспокоит врача.

Выражение лица

Для здорового новорожденного характерно спокойное выражение лица, своеобразная, но живая мимика.

При ряде патологических состояний у ребенка могут появляться: недовольное, беспокойное, болезненное, маскоообразное выражения лица.

Груднички часто пугают родителей сходящимися к переносице глазками или расфокусированным взглядом, особенно в моменты, когда малыш устал. Это — физиологичные состояния, но лишь в первые две недели жизни ребенка.

Форма головы

У детей после естественных родов на головке могут появиться родовой отек и кефалогематома. Эти кровоизлияния встречаются нередко и не представляют угрозы для здоровья. На головке новорожденного есть два родничка — большой на темечке и малый на затылке.

Это незаращения костей черепа, которые к году закрываются хрящевой тканью, а до той поры покрыты гибкой, но плотной мембраной.

В норме большой родничок может быть слегка втянутым, но ни в коем случае не выпуклым (это свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении).

Иногда в первые дни жизни косточки черепа заходят друг на друга, хорошо прощупываются швы — эти последствия родов вполне нормальны. Кстати, состояние швов и родничков может многое рассказать врачу о том, как протекали роды.

Органы чувств

  • Зрение у ребенка функционирует с самого рождения, однако примерно в 20 раз хуже, чем у взрослого человека. Четко он видит лишь предметы, находящиеся на расстоянии 25 см. Угол зрения равен 30 градусам (то есть он видит только то, что прямо перед ним). Резкий свет малышу неприятен, поэтому большую часть времени малыш проводит с закрытыми глазами. Для новорожденного характерен несфокусированный взгляд, глаза могут «плавать», иногда возникает нистагм — закатывание глазок. Нередко у малышей наблюдается сходящееся косоглазие. Все это — нормальные состояния для первых дней жизни и должны пройти через месяц.
  • Слух развит куда лучше, чем зрение, поскольку появляется и совершенствуется на протяжении нескольких месяцев гестации. Малыш различает шумы, распознает человеческую речь и очень быстро учится узнавать голоса родителей.
  • Осязание новорожденного очень тонкое, «натренированное» всей внутриутробной жизнью. Малыш очень чувствителен к прикосновениям, особенно ласковым.
  • Обоняние — одно из важнейших для ребенка чувств: ведь именно благодаря ему он распознает материнскую грудь, полную вкусного молока.
  • Вкусовые ощущения малыш учится различать еще на последних месяцах беременности. Горькое и кислое ему не нравятся, соленое — тоже, а вот сладенькое очень даже по вкусу.

Полость рта

Рот грудного младенца — прекрасный инструмент для сосания: большой язык, складчатая слизистая, губы с пухлыми «подушечками».

На верхней губе в моменты кормления можно различить особую «присоску» — именно она помогает ему удерживать сосок, и одновременно делает губы малыша такими трогательно-пухлыми.

Круглые щечки даны ребенку тоже не ради красоты: жировые комочки на щеках создают разреженную атмосферу в полости рта и также помогают сосанию. Если малыш по каким-то причинам катастрофически похудеет, округлость щек пропадет в последнюю очередь — ведь без них кроха не сможет самостоятельно питаться!

У 4–5% новорожденных в полости рта развивается молочница. Она возникает при дефектах ухода и питания, а также при пониженной сопротивляемости организма ребенка дрожжеподобным грибам Candida.

Запах

Новорожденные, как известно, «пахнут молочком» — им присущ характерный неповторимый аромат. Прочие «отдушки» — например, мышиный запах — могут быть одним из ранних признаков болезней обмена веществ.

Источник: http://bobo.ru/uhod-za-rebenkom/vneshnij-vid-novorozhdennogo/

Период новорожденности: характеристика, особенности

Что характерно для новорожденного ребенка?

Вот и прошли 9 месяцев в ожидании чуда, то время, когда будущая мама не только предвкушает счастье предстоящей встречи со своим малышом, но и переполнена тревогами и страхами по поводу родов.

Когда же на свет появится младенец, покажется, что все уже позади, но на самом деле сразу же после рождения у вашего ребенка начинается наверняка самый важный в жизни период новорожденности.

Длительность периода новорожденности

Период новорожденности длится до конца первого месяца жизни ребенка (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, – следующие три недели.

Сущность и основные характеристики периода новорожденности

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

Описание младенца в неонатальный период

Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:

1) У новорожденного младенца можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком.

Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного – до 30-35%, тогда как у взрослого человека – около 12%).

Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.

2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.

3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.

4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) – место головы, где нет черепной кости.

Лицо и волосы новорожденного

1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.

2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы – узкие, слизистая оболочка в носу – нежная, поэтому требует особого ухода.

3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.

4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.

5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой – тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения – бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.

Видит ли новорожденный малыш?

Бытует такое мнение, что после родов у малыша слух и зрение не полностью развиты, поэтому ребенок ничего не может увидеть и услышать. Только спустя некоторое время малыш начинает распознавать силуэты и слышать голоса и звуки. Так это или нет, нужно разобраться. Выясним, когда ребенок начинает видеть.

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери.

Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми.

Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме.

Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме.

Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Физиологические состояния неонатального периода

Особенности периода новорожденности – это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания).

При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у недоношенных детей. Можно наблюдать:

– неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая – наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

– мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) Желтуха новорожденных проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови.

Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения.

Недоношенные дети требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Закупорка сальных желез. Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов – через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя “Бепантена” 1 раз в 3 дня – единственное, что разрешено делать в таком случае.

Болезни новорожденных

Заболевания периода новорожденности можно разделить на несколько видов:

1) Врожденные болезни – заболевания, которые развиваются у плода еще в утробе матери в результате воздействия негативных факторов внешней среды. К таким заболеваниям относятся:

– гепатит врожденного типа у новорожденных проявляется в том случае, если им переболела мать во время или до беременности;

– токсоплазмоз, который передается от кошек;

– цитомегаловирусная инфекция;

– листериоз (новорожденный может быть инфицирован данной болезнью во время беременности, родов или в детском отделении);

– врожденная малярия;

– туберкулез;

– сифилис.

2) Врожденные пороки органов и систем:

– пороки сердца, легких и ЖКТ;

– врожденный вывих бедра;

– врожденная косолапость;

– врожденная кривошея.

3) Травмы родовой деятельности:

– повреждения скелета;

– гипоксическая родовая травма.

Такими инфекционными заболеваниями, как корь и краснуха, дети в неонатальный период не заражаются, так как мать во время беременности и после родов вместе с грудным молоком передает им антитела.

Кризис новорожденного ребенка

Кризис периода новорожденности – это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.

По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.

Выделяют несколько основных причин такого кризиса у новорожденных:

– Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.

– Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).

– Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.

Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным безусловным рефлексам (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).

Таблица прибавки веса новорожденных

Возраст, месяцМасса, гРост, смОкружность головы, см
После рождения3100-340050-5133-37
13700-410054-5535-39
24500-490057-5937-41
35200-560060-6239-43
45900-630062-6540-44
56500-680064-6841-45
67100-740066-7042-46
77600-810068-7243-46
88100-850069-7443-47
98600-900070-7544-47
109100-950071-7644-48
119500-1000072-7844-48
1210000-1080074-8045-49

Таблица новорожденных (вес и рост) включает приблизительные среднемесячные показатели прибавки роста и веса у младенцев.

Источник: https://FB.ru/article/232896/period-novorojdennosti-harakteristika-osobennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.