Качества детей с заниженной самооценкой

Содержание

Самооценка ребенка – как повысить самооценку ребенку?

Качества детей с заниженной самооценкой

Самооценка является характеристикой любого человека, который начинает оценивать не только окружающий мир, но и самого себя. Самооценка ребенка формируется с самого детства. Нередко самооценка сохраняется на всю жизнь, но человек способен на нее повлиять, если пожелает этого. Как повысить самооценку ребенку, также будет рассказано на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое самооценка ребенка?

Самооценкой ребенка называется восприятие малышом самого себя в целом. Здесь оценивается все: его качества, способности, возможности, поступки, желания и личность в целом.

Поскольку ребенок еще не способен анализировать и сам делать выводы, его самооценка становится такой, какой ее формируют родители.

Именно со слов мамы и папы ребенок начинает понимать, какой он, как живет и действует.

Поскольку в детстве ребенок воспринимает все безусловно, нередко самооценка, сформированная в детстве, сохраняется на всю жизнь. Ее возможно изменить, но потребует это очень много времени и сил.

Таким образом, родителям следует быть внимательными к тому, как они оценивают своих детей, как их называют, как характеризуют их поступки. Ведь ребенок будет все воспринимать на веру и относиться к самому себе соответствующим образом.

Все было бы ничего, если бы только самооценка не влияла на жизнь человека в целом.

В зависимости от того, как ребенок себя оценивает и воспринимает, у него возникают определенные желания, он верит или не верит в свои способности, боится или становится смелым в ситуации опасности, достигает успехов или нет, становится успешным в учебе или нет.

Таким образом, родители создают у своего ребенка самооценку, которая потом влияет на то, как он контактирует с другими людьми, взаимодействует с миром и каких успехов достигает.

Самооценка у детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте ребенок пока не обладает нужными навыками, чтобы самостоятельно формировать представление о том, кем он является. Родители говорят ему об этом, оценивая его поступки, обсуждая его качества характера, предоставляя те или иные возможности.

Уже ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает понемногу осознавать самого себя, что может повлиять на формирование оценочного суждения.

Однако влияние взрослых настолько велико, что ребенок не сможет противоречить ему, если он захочет повысить или понизить свою самооценку.

Следует понимать, что самооценка является одной из детерминант, которые включаются во многих жизненных ситуациях. Если говорить о качествах характера, то им нужны условия для своего проявления. Если говорить о самооценке, то она проявляется практически все время. Вот почему важно уделить вопросу ее формирования много времени, чтобы сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Дело в том, что со своей самооценкой ребенок пойдет в группу детей, с которыми он будет общаться и взаимодействовать так, как это будет соответствовать его самооценке. Если ребенок будет считать себя слабаком, то он скорее отступит в ситуации, когда нужно будет бороться и отстаивать свое мнение.

Так же самооценка влияет на то, как ребенок воспринимает себя, окружающих людей, мир в целом, свои способности в решении тех или иных вопросов, когда ему нужно применять силу воли, а когда нужно просто отступить.

Самооценка становится решающим фактором при принятии решений, восприятии и совершении поступков.

Вот почему родителям следует помогать своему ребенку формировать у него такую самооценку, которая поможет ему становиться успешным и счастливым.

Обычно самооценивание малышами является исключительно положительное. Дети не склонны думать о себе плохо, поэтому их личное мнение о самих себе является абсолютно положительным. Исправить ситуацию могут лишь значимые взрослые, которые воспитывают и занимаются с малышом.

Самооценка у ребенка дошкольного возраста формируется в зависимости от оценочных суждений взрослых (родителей и воспитателей).

Поскольку родители не могут обойтись в своем воспитании от таких слов, как «молодец», «плохо», «отлично» и т. д.

, то у малыша формируется определенная оценочная шкала, где он понимает, какие его поступки, черты и проявления в целом являются хорошими, а какие – плохими.

На самооценку могут влиять другие дети, но в меньшей степени. Контактируя с другими детьми, ребенок также сталкивается с их оценочными суждениями. Обычно это проявляется в том, что с ребенком другие дети хотят или не хотят играть, дружить и общаться. Здесь у ребенка также начинают развиваться определенные представления о том, насколько он интересен и хорош для других детей.

Важно понимать, что самооценка у ребенка в дошкольном возрасте может колебаться, если родители постоянно восхищаются своим малышом, а окружающие взрослые и дети им вечно недовольны. У ребенка может возникнуть агрессивное отношение к одной из сторон, которая его неадекватно оценивает.

Самооценка у детей школьного возраста

Школьный возраст ребенка характеризуется тем, что именно здесь на формирование самооценки начинают влиять факторы, которых ранее не было:

  1. Учителя.
  2. Оценки.
  3. Сверстники.

Все больше ребенок начинает общаться с другими детьми, проводить с ними много времени. В зависимости от того, сколько друзей у него появляется в классе, единомышленников и просто доброжелательных отношений, это влияет на его самооценку.

Либо ребенок утверждается в том, что он классный, либо убеждается в том, что он неинтересен другим деткам. Поскольку ребенок не может смириться с тем, что он не может завести себе друзей, это станет проблемой.

Родители и учителя должны помочь ребенку исправить ситуацию, иначе она будет только усугубляться и влиять на понижение самооценки.

Помимо общения с ровесниками, ребенок еще контактирует с учителем. Данный человек также высказывает свои оценочные суждения не только через оценки, но и через общение со школьниками.

Если учитель позволяет в присутствии других детей критиковать ребенка, тогда у него однозначно будет понижаться самооценка. Более того, весь класс будет относиться к ребенку так, как к нему относится учитель. Если учитель уважает, любит и хвалит ребенка, тогда и другие дети захотят с ним дружить.

Если учитель постоянно недоволен ребенком, критикует его, унижает, тогда другие дети тоже будут так себя вести.

Оценки просто показывают ребенку, насколько он способен в решении поставленных задач. Если ребенок удовлетворен своими оценками, тогда он понимает, что может достичь любой цели. Если ребенок оценками не удовлетворен, при этом не способен исправить ситуацию, тогда он начинает понимать, что не может достичь желаемого.

Самооценка у детей-подростков

Подростковый возраст становится тем периодом, когда самооценка становится подвластной самому ребенку. Конечно, он не обладает всеми нужными навыками, чтобы самостоятельно решать, как себя воспринимать, однако зачатки уже возникают.

На самооценку ребенка-подростка влияют не родители и учителя, а ровесники, противоположный пол, успешность в учебе и способность занимать такое положение в социуме, которое его интересует.

Во-первых, ребенок начинает больше опираться на мнение своих ровесников. Теперь друзья и авторитеты показывают ребенку, каким ему нужно быть, чтобы его приняли, уважали и любили. Родители могут влиять на самооценку подростка, но уже не так сильно, как это было в более молодые годы.

На самооценку подростка влияют представители противоположного пола, которые ему нравятся. Здесь возникает первая влюбленность, желание быть с кем-то. В зависимости от того, как складываются отношения с теми, с кем ребенок желает быть, у него формируется соответствующее мнение о себе, а также понимание того, насколько он успешен в любви, как себя нужно вести и пр.

Успеваемость в школе играет роль, хотя и незначительную. Ребенок продолжает пытаться повысить свою успешность доступными ему способами, результаты чего говорят о том, неудачник он или счастливчик.

Также ребенок постепенно начинает интересоваться окружающим миром. У него появляются интересы, взгляды, понимание того, каким он должен быть. Нередко здесь важной становится внешность. Чем красивее себя оценивает подросток, тем выше его самооценка. Если он считает себя уродом, тогда его самооценка точно будет падать.

Заниженная самооценка ребенка

Самооценка редко встречается адекватной. Распространенным ее проявлением становится понижение.

Заниженная самооценка влияет на то, что ребенок считает себя неудачником, не проявляет силы воли, не уверен в себе, не пытается, когда это нужно, не старается развить в себе силу и характер.

Другими словами, заниженная самооценка заставляет ребенка просто опустить руки и плыть по течению, неважно, в каком направлении.

На понижение самооценки влияет:

  1. Непривлекательная по меркам общества внешность.
  2. Низкие умственные способности.
  3. Смена места жительства.
  4. Неудачи, с которыми малыш сталкивается, не способен преодолеть и близко принимает к сердцу.
  5. Агрессия в семье.
  6. Неуважительное отношение в семье.
  7. Неправильное воспитание родителями.
  8. Болезни, которые заставляют малыша чувствовать себя ущербным.
  9. Финансовые проблемы, когда малыш не может себе позволить желаемое, проживает в плохих условиях, не может иметь то, что есть у его друзей.
  10. Неполная или неблагополучная семья.

При заниженной самооценке ребенок говорит, что «у меня ничего не получится», рисует мрачные картины, ходит достаточно угрюмым и скучным.

Завышенная самооценка ребенка

Среди детей не редкостью становится завышенная самооценка, которая часто формируется благодаря тому окружению, в котором они находятся. На завышение самооценки влияет:

  1. Предоставление ребенку всего внимания, которое он к себе требует.
  2. Постоянная требовательность от него быть первым, лидером.
  3. Обсуждение в присутствии ребенка других детей и людей, критикуя их и недовольствуя, говоря о собственном превосходстве и даже идеальности самого ребенка.
  4. Низкое оценивание поступков ребенка ровесниками.
  5. Личные качества ребенка.

При завышенной самооценке ребенок может быть агрессивным (также это может наблюдаться при заниженной самооценке), отсутствуют желания овладевать различными навыками и умениям, наблюдается склонность к коммуникации с другими людьми (детьми), причем само общение является поверхностным.

Как повысить самооценку ребенку?

Ребенок самостоятельно не формирует свою самооценку, поэтому ее повышением могут заниматься только родители. Если за ребенком наблюдается низкая самооценка, это родителям нужно пересмотреть свое отношение к малышу и подбор слов, которые они используют в его адрес, чтобы изменить свое поведение, чем и возможно изменение самооценки.

Хвалить и ругать ребенка можно только за поступки, действия, слова или достижения. Ни в коем случае не критикуйте и не хвалите личность ребенка, его желания или внешность.

Ребенка следует хвалить за любые начинания, позволять проявлять инициативу, помогать ему в преодолении возникающих трудностей, но не выполнять всю работу за него. Также следует ставить перед ребенком посильные задачи, соответствующие его возрасту. Таким образом, не нужно заставлять его варить борщ, если ему еще 5 лет.

Итог

Самооценка ребенка формируется исключительно его родителями и атмосферой в семье, и только потом другими детьми и воспитателями. Поэтому его направленность и деятельность, самовосприятие формируются исключительно родителями, которые должны следить за тем, что они говорят ребенку, как к нему относятся и себя ведут.

 

Источник: https://psymedcare.ru/samoocenka-rebenka

Самооценка – её уровни, формирование и способы корректировки

Качества детей с заниженной самооценкой

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха.

И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю.

Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так.

Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет – будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Источник: https://PsyLogik.ru/73-samoocenka.html

Как повысить самооценку моему ребёнку

Качества детей с заниженной самооценкой
?

Categories:

  • дети
  • психология
  • общество
  • лытдыбр
  • Cancel

Эта тема всем знакома, у всех на слуху, но не понята до конца. Что такое самооценка? Откуда она берётся? Как повысить самооценку? Что с ней делать?Дети не рождаются с низкой самооценкой, они себя не оценивают, а просто растут, живут, развиваются.

Оценивать и сравнивать их начинают родители, дедушки и бабушки. А потом или гордятся своим вундеркиндом, чем завышают ему самооценку, или стыдятся за своего отстающего от других ребёнка, чем самооценку ему занижают.

И понеслось — догнать и перегнать: школы раннего развития, курсы иностранных языков, кружки и секции. Всё это хорошо.

Но часто это не столько забота о ребёнке, сколько удовлетворение родительских амбиций.

Как повысить самооценку, от чего она зависит?

Самооценка — это оценка ребёнком своих качеств, своих умений, своего места среди других детей. Самооценка начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте, примерно в 4–5 лет.Не всегда родители интересуются тем, как себя ощущает ребёнок. Все проблемы, комплексы и якоря взрослых людей выросли из их детства от неправильного воспитания.

И наоборот, девушке, у которой в детстве и отрочестве была адекватная самооценка, вряд ли придётся задаваться в дальнейшем вопросом: Как повысить самооценку женщине? Всё это очень взаимосвязано.

Мама — это самый важный человек для любого ребенка.

Именно её отношение к ребенку и её безусловная любовь поддерживает в нем чувство уверенности в себе и окружающем мире. Здоровая атмосфера в семье и дошкольном коллективе формируют адекватную самооценку у детей.

Истеричная мама и неадекватный папа не могут дать своему ребенку чувство защищённости и безопасности, а значит, и ребёнок будет расти с заниженной самооценкой — считает системно- векторная психология Юрия Бурлана.

Низкая самооценка — опасная штука, она может сыграть плохую роль, мешая полноценной реализации в социуме. Поэтому родители прежде всего должны разобраться с собой, а затем уже помогать своему ребенку повысить самооценку и уверенность в себе.

Какие дети страдают от заниженной самооценки?

Есть дети, которые от природы не очень уверены в себе и своих силах. Нерешительные, обидчивые, стеснительные. Они часто отказываются от новых видов деятельности, считают, что не справятся с заданием. Они медлительны, рассудительны, неторопливы. Очень аккуратные, любят порядок и чистоту.

Надёжные, ответственные. Сам процесс обучения приносит им удовольствие (так заложено в них природой).Но если этих детей не поддерживать, не хвалить, их уверенность в себе, а значит, и самооценка будет снижаться.

Таких детей нельзя подгонять, торопить, обзывать «копушей» или «тормозом» или давать другие обидные прозвища. Иначе они могут сильно обидеться и даже впасть в ступор.Тогда такого ребёнка вообще не сдвинуть с места. А если его обижает мама, то он будет помнить об этом всю жизнь.

Системно-векторная психология определяет таких детей как представителей анального вектора. К таким детям всегда нужен особый подход.

Как помочь детям с заниженной самооценкой

Нужно их поддерживать во всех начинаниях, особенно в самостоятельной работе и творчестве. У этих деток золотые ручки, они могут делать аккуратные, замечательные поделки, постройки, рисунки.

Одобрение лучше стимулирует ребёнка, чем наказание.

Если ребенок не получает похвалы — чувство неуверенности не проходит. Помочь, поддержать, подсказать, но не делать за него. Постепенно у ребенка появляется уверенность в себе, он начинает понимать себя и это влияет на его самооценку в лучшую сторону.

Заострять внимание на том, что получилось хорошо: «Вот эта постройка — правильная», «Вот эта часть рисунка получилась хорошо, красиво». Тем самым мы развиваем у детей в том числе и умение устанавливать хорошие отношения со взрослыми и другими детьми.

Завышенная самооценка, у кого она бывает?

А бывают другие дети, совершенно противоположные по своим свойствам. Они бойкие, подвижные, очень активные. Хотят быть во всём первыми, считают себя самыми умными, самыми хитрыми. Любят командовать, перебивают детей и взрослых, рвутся быть лидером. На лету схватывают новую информацию. Легко приспосабливаются к любым условиям.

Всё это способствует завышению самооценки.Но их следует сдерживать строгой дисциплиной, и ограничивать в пространстве, во времени и в действиях. Таких подвижных и шустрых детей системно-векторная психология Юрия Бурлана называет представителями кожного вектора. Похвала таким детям не особо нужна.

Они и так считают себя первыми во всем.

Как нормализовать самооценку?

Иногда дети кажутся пугливыми, невнимательными, подвижными, гиперактивными, раздражительными или даже истеричными. На самом деле, все это различные проявления отсутствия чувства защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы. И главная задача родителей — как раз повысить у ребенка это базовое ощущение.

Ребенок с адекватной самооценкой, какой он бывает?

Ребёнок чувствует, что его ценят, хвалят. Он верит, что у него всё получится. Может организовать детей на игру, труд. Такой малыш может попросить о помощи. Он способен испытывать разнообразные чувства. У него получается принимать других детей такими, какие они есть. Все это способствует росту самооценки.

Вот некоторые советы:— Для того, чтобы у ребёнка была адекватная самооценка, похвала и наказание должны быть соразмерны его поступку;— Не нужно сравнивать детей друг с другом, с братьями, сёстрами;— Поощряйте инициативу детей, она не должна быть наказуемой;— Отрицательное отношение к ребёнку и его делам снижает интерес и желание творить;— Проводите анализ неудач вместе с ребёнком. Не нужно ограждать его от различных ошибок. На ошибках мы учимся;— Принимайте ребёнка таким, каков он есть от природы. Не ломайте его, не переделывайте под себя. Развивайте те качества и способности ребенка, которые ему достались при рождении.

Адекватная, здоровая самооценка формируется тогда, когда чувства, желания и потребности ребёнка признаются и принимаются родителями.

У дошкольников наблюдается завышение самооценки

В дошкольном возрасте чаще всего происходит завышение самооценки, т.к. детей в детском саду часто хвалят и во всём поддерживают. Возможностей выразиться у ребенка много, а обязанностей мало. В основном, все проблемы начинаются в школе. Школьные трудности резко снижают самооценку.

Но если ребёнок в дошкольном возрасте правильно воспитывался, то в школе не возникают проблемы с детьми и учителями, ребенок не отстает в учебе. И если родители правильно реагируют на всё происходящее с ребёнком, уровень его самооценки, скорее всего, останется адекватным.

Зависть, ревность, обиды, уныния, тоска взрослых связаны с низкой самооценкой в их детстве. Адекватная мама, которая понимает своего ребенка и любит его безусловно — суть всего воспитательного процесса и развития любого ребенка. Но многие мамы даже не догадываются об этом. На занятиях по системно-векторной психологии мы учимся понимать себя и своих детей.

Учимся видеть их неповторимость и уникальность. Наша жизнь меняется от понимания причин наших поступков и поступков наших детей.Вот какие результаты получили участники тренинга и как они смогли понять своего ребенка, а значит и решить вопросы самооценки.

«…После тренингов я смогла вселить ей веру в себя, у нас сложились более глубокие, доверительные отношения. Она и сама стала излучать радость и притягивать к себе людей. А еще мне удалось раскрыть «тайные желания» сына. Кроме увлечения спортом он оказался любителем экспериментов в области химии.

Подарочный набор, в состав которого входят перчатки, пробирки, разные химические элементы и т.д. привел его в полный восторг!. Теперь проводим опыты в области биологии и химии всей семьей…»
Лариса Л., педагог, Петрозаводск«…Все же мне повезло. Я успела. Сегодня мой 15-летний сын играет на гитаре, сочиняет музыку, занимается вокалом.

Он чувствует огромное удовлетворение и гордится, что всего этого добился сам. Он не бросил спорт, занимается легкой атлетикой в удобном ему режиме. Ему не нужно быть профессиональным спортсменом, ему вполне достаточно пробежать кросс и внести свой вклад в командный зачет, уметь подтягиваться на турнике, отжиматься, иметь хороший пресс.

Теперь он не стесняется своих слез, потому что знает, что такова его природа и стыдиться нечего.Когда мой сын был маленьким, я часто говорила, что не понимаю его. Ну вот совсем. Дочь для меня была как открытая книга, а сын – нет. И было очень тяжело жить с этим непониманием. Сейчас не осталось никаких вопросов.

Я знаю, как вести себя, что говорить, как говорить. Я знаю, что не надо перескакивать с темы на тему (как обычно я делала) в разговоре с ним; что нужно обязательно заметить его старания и сказать ему об этом, если он помыл посуду или выучил новую мелодию, или получил хорошую отметку в школе. Я знаю, что нужно обязательно сразу попросить у него прощение, если невольно обидела…»

Наталия С., педагог, репетитор, Липецк

Источник: https://system-psiholog.livejournal.com/310032.html

Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить

Качества детей с заниженной самооценкой

Понятие «самооценка» известно каждому, это слово у всех на слуху.

А словосочетание «заниженная самооценка» мне часто приходится слышать от моих клиентов, девушек и молодых людей, которые обращаются ко мне за психологической помощью.

Давайте же попробуем разобраться, что это за диагноз такой «заниженная самооценка», чем он опасен и можно ли как то скорректировать  самооценку?

Что такое самооценка?

Самооценка — это представление человека о самом себе, о своих личностных качествах и особенностях, это то, как человек оценивает себя, свои возможности и способности.  Анализировать себя, свои поступки, свои личностные особенности нормально для каждого человека.

Более того, это просто необходимо для того, чтобы интегрироваться в общество, занять в нем определенное место, выстраивать отношения с людьми. Самооценивание является одним из необходимых условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, прямо отражающееся на жизни человека.

И от того, способен ли человек объективно оценить себя зависит то, как окружающие люди и общество в целом будет воспринимать его.  

Как формируется самооценка?

Формирование самооценки начинается еще в детстве. В период дошкольного возраста на этот процесс в большей степени влияют родители.

Заниженная самооценка может формироваться у ребенка, если его родители предъявляют к нему завышенные требования, постоянно  выражают недовольство его поведением или поступками, часто критикуют его и практически не дают поддержки, не принимают его.

Различные заболевания, и дефекты внешности также влияют на появление заниженной самооценки, так как ребенок сталкивается с постоянными издевками и насмешками со стороны детей, окружающих его.

Начиная со младшего школьного возраста для ребенка значимой становится также фигура учителя  и то, как он оценивает его школьные успехи. Если учитель негативно отзывается о ребенке, ставит ему низкие оценки, часто ругает, стыдит или даже унижает при всем классе, то самооценка ребенка занижается.

В подростковом возрасте становление самооценки продолжается, и здесь уже определяющим для подростка является мнение сверстников о нем, и то, какое место он занимает в компании друзей или школьном коллективе в целом.

Издевательства со стороны одноклассников, оскорбления и насмешки по поводу внешности или уровня умственных способностей, непринятию в референтную (значимую) группу сильно понижают самооценку подростка, лишают уверенности, формируют негативное представление о себе самом и своей внешности.

Таким образом, формирование самооценки – это длительный процесс, который изначально зависит от того, какую оценку человеку дает социум, а именно, значимые люди. Постоянное столкновение с неодобрением и унижением, непринятием окружающих способствует формированию у человека заниженной самооценки.

Психологические особенности человека, обладающего заниженной самооценкой

Так что же отличает человека, имеющего заниженную самооценку? С какими трудностями он сталкивается в жизни? Какими особенностями характеризуется его поведение и поступки?

Человек, обладающий заниженной самооценкой, отличается неуверенностью в себе, замкнутостью и нерешительностью. Он акцентирован на своих недостатках, хорошо осведомлен о своих негативных особенностях, при этом о своих положительных качествах и достоинствах практически ничего не знает.

Он постоянно жалуется на жизнь, чувствует себя беспомощным. С одной стороны, он ощущает невозможность изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону, а с другой, жутко боится любых перемен.

Человек с заниженной самооценкой неадекватно реагирует на любую критику, чувствует себя при этом униженным или застыженным.

От того, как сам человек относится к себе, как оценивает себя, во многом зависит то, как другие люди будут к нему относится.

Человек ощущает, что недостаточно хорош, и тогда, попадая в отношения, он довольствуется малым, считает, что не заслуживает чего-то большего, чувствует сильную зависимость от партнера, не способен на построение равноправных гармоничных отношений с другими людьми.

Он также склонен оправдывать других людей, прощать им ошибки, при этом критически относится к собственным неудачам, зациклен на своих недостатках. Человек, обладающий заниженной самооценкой, склонен к самообвинению.

Он постоянно критикует себя, акцентируется на своих поражениях, винит себя за ошибки прошлого, не может простить себя (о чувстве вины я писала в статье «Чувство вины: как простить себя?») .

Люди с заниженной самооценкой часто одиноки, чувствуют отчуждение от общества, неуверенность в себе мешает им строить межличностные отношения и заводить новые знакомства.

Коррекция заниженной самооценки

Можно ли самостоятельно завысить свою самооценку, сделать ее отимальной? Да, я считаю, что можно. Главное, это осознать, как заниженная самооценка влияет на вашу жизнь, в чем ограничивает вас и мешает нормальной, здоровой  жизнедеятельности.

Осознание причин, которые повлияли на снижение вашей самооценки, также важно. Но еще важнее попытаться перестроить свой привычный образ жизни, сложившийся под влиянием негативного представления о себе.

Ведь жизнь человека с адекватной самооценкой сильно отличается от имеющихся у вас паттернов (привычных способов) поведения.

Постарайтесь сравнивать себя с другими людьми как можно реже, а лучше не сравнивайте вообще. Все люди разные, у каждого своя жизнь, свои цели и ценности. Невозможно быть первым во всем! Важно научиться ценить то, что у вас есть уже сегодня, не обесценивать свои достижения.

Сравнивать себя только с собой вчерашним, отмечать свое развитие и изменения в жизни, замечать моменты, в которых вы «подросли». И, главное, научитесь присваивать себе свои достижения и победы, даже если они незначительны.

Не забывайте поощрять себя, хвалите за малейшие успехи!

Избавьтесь от негативных мыслей

Старайтесь думать позитивно обо всем, размышляйте о положительном исходе событий, перестаньте ожидать  постоянно провала. Для этого можно использовать формулы самовнушения – короткие фразы, которые помогут вам почувствовать себе увереннее (например, «У меня получится!», «Я справлюсь!» и т.д.)

Поймите, к чему вы стремитесь

Подумайте о том, каким человеком вы бы хотели быть, какими качествами обладать.

Есть ли в вашем окружении люди, на которых вы хотели бы быть похожи? Чем именно они вам нравятся, в чем их особенность, сильные стороны? Подумайте о том, какие конкретно шаги вы можете предпринять, чтобы приблизиться к желаемой цели? Есть ли какие препятствия на вашем пути, как вы можете их преодолеть? Поговорите  с человеком, на которого вы стремитесь быть похожим:  спросите его о том, как ему удалось добиться того результата, который он имеет (или почитайте его интервью, если это какая-нибудь знаменитость, кинозвезда или популярный музыкант. Звезды охотно делятся с поклонниками рецептами своего успеха).

Сосредоточьтесь на своих достоинствах

Знать свои недостатки хорошо, но не менее важно понимать, принимать и показывать свои сильные стороны и положительные качества. Найдите их в себе самостоятельно или обратившись за помощью к друзьям, родителям или психологу. Взгляд со стороны поможет открыть в себе что-то новое и ценное. Не стесняйтесь спросить своих друзей о том, за что они вас ценят.

Ухаживайте за собой, не жалейте времени только на себя, позвольте себе тратить на себя деньги, покупайте новую одежду, следите за своей внешностью.  Примите свое изображение в зеркале и полюбите его.

Прислушайтесь к своим желаниям, поймите, чего вам хочется (об этом я писала в статье «Почувствовать жизнь… Как?»)  Найдите себе занятие по душе, которое будет вдохновлять вас и приносить удовольствие и положительные эмоции.

Обращайтесь за поддержкой

Делитесь своими переживаниями с родителями или друзьями, прислушивайтесь к их мнению, принимайте похвалу, не обесценивайте ее. Научитесь относиться к критике как к возможности что-то улучшить или изменить в себе, как к совету или рекомендации.

Если в вашей жизни не человека, способного выслушать вас, или которому вы сами можете открыться, начните вести дневник. Записывайте в него события, происходящие в вашей жизни и связанные с ними  чувства.

Этот прием поможет вам снизить напряжение, осознать и вербализовать свои переживания, разобраться в ситуации и лучше узнать себя.

И помните, самооценка является переменной  величиной.  Это означает, что вы можете ее изменить. И только вам решать, в какую сторону.

С заботой о Вас, Мещерякова Ирина.

Источник: https://careofsoul.ru/samootsenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.