Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

Содержание

Современные средства и методы воспитания дошкольников

Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.

Дети дошкольного возраста — самые восприимчивые к воспитанию

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей

Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания.  Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей — очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.

Поощрение детей помогает им полноценно развиваться

Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным

Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.

Физические наказания недопустимы

Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение — одно из средств воспитания

Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными

Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие — главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры — средство умственного развития

Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.

Состав физического воспитания — описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения — турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

Занятия физкультурой — важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/sredstva-i-metodi-vospitaniya.html

Как воспитывать детей дошкольного возраста?

Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

В основе воспитания дошкольников лежит грамотное общение между ними и взрослыми людьми.

Именно во время раннего возраста у ребенка появляется острая потребность в коммуникации, которая не последнюю роль играет в формировании мышления, памяти и воображения.

В это время дошкольники осваивают пассивную речь и устанавливают связи между предметом и словом, основной деятельностью становится сюжетная игра, в которой дети проявляют свое видение жизненного уклада.

Существует мнение, что недостаток внимания и неправильное воспитание в период раннего возраста представляют собой невосполнимую утрату для детской психики. Все, что недополучил ребенок в возрасте трех-семи лет, откладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Поэтому так важно изучить основные правила педагогического процесса.

Особенности развития ребенка дошкольного возраста

Чтобы методы воспитания соответствовали уровню развития дошкольника, следует знать основные особенности, которые отличают его в раннем возрасте от старших детей.

Дети раннего возраста развиваются очень быстро и в физиологическом плане, и в психологическом. Наблюдается заметное увеличение веса, роста и массы головного мозга. Кроме того, у них прослеживается глубокая взаимосвязь между развитием физическим и психическим. Если здоровье ребенка в норме, то и его ментальное развитие будет происходить активно.

Но, несмотря на это, наблюдается повышенная ранимость. Дети дошкольного возраста еще плохо переносят дискомфорт. А это влияет на подверженность сменам настроения и разного рода заболеваниям. Развитие дошкольника трех-семи лет скачкообразное, но пластичность нервной системы дает возможность легко обучаться. Важный фактор – это эмоциональное развитие ребенка.

В целом, его эмоциональное состояние является индикатором его общего состояния. Если дошкольник по большей части испытывает эмоции положительного характера, то развитие и обучение происходит быстрее, и наоборот. Потому в процессе педагогического воспитания так важно создавать положительный эмоциональный настрой.

Важно отметить, что на состояние дошкольника во многом влияет его общение с взрослым человек. Недостаток данной коммуникации способен создать эмоциональную депривацию.

Если в первые годы жизни общение сводится исключительно к выяснению физиологических потребностей, то далее коммуникация является залогом новых знаний и впечатлений. Деловое общение между взрослым и ребенком возникает в процессе совместной деятельности. Дети раннего возраста очень подвижны, задают множество вопросов, на которые следует терпеливо давать ответы.

Основные правила воспитания детей раннего возраста

Рассматривая правила педагогического воспитания в современном мире, можно отметить, что некоторые методы прошлого давно устарели и больше не действуют как эффективные.

Так, например, метод прививания чувства вины и стыда, принуждение и запреты потеряли былую привлекательность и рассматриваются у педагогов-психологов как крайне негативные.

В настоящее время акцент создается на взаимном уважении между ребенком и взрослыми и доверительные отношения.

Основные правила, которые должны применять и педагоги, и родители:

  • Уважать ребенка и не допускать насильственных или уничижительных действий по отношению к нему;
  • Предоставлять свободу выбора, но под необходимым контролем;
  • Создавать все условия для качественного усвоения знаний и навыков детьми раннего возраста;
  • Помогать принимать решения с помощью объяснения недостатков и достоинств того или иного выбора;
  • Объяснять свои требования и прививать положительное к ним отношение;
  • Общаться в большом количестве. Общение – это ключ к взаимопониманию и развитию познавательных навыков, которые, кроме того, помогут сформировать и речь;
  • Поддерживать инициативность и начинания дошкольника, что позволяет выработке уверенности и ответственности;
  • Учитывать принцип единства воспитательной деятельности и требовать такого же подхода к воспитанию со стороны остальных взрослых;
  • Учитывать особенности возраста и индивидуальных способностей дошкольника;
  • Минимизировать запреты и пассивные ожидания со стороны ребенка;
  • Формировать самостоятельность с учетом возраста;
  • Быть примером для дошкольников, потому что дети раннего возраста очень восприимчивы и склонны к подражанию.

Воспитание дошкольников в процессе игры

Так как дети раннего возраста проявляют большой интерес к игровым занятиям, а также проецируют в них свое видение мира, воспитание в процессе игры является одним из основных методов развития личности ребенка.

Педагог должен правильно подобрать игры для соответствующего возраста, спроектировать их ход, но не нарушать детскую самодеятельность, которая образуется в процессе.

Основными правилами подбора и организации игры является такие качества игрового процесса, как организованность, воспитательно-познавательное содержание, активность, творчество, понятные правила, которым дети могут подчиняться, грамотное использование игрушек и прочих материалов, позитивный настрой детей.

В хорошей игре ребенок будет развивать волю, чувствительность, нравственность, поведение. В процессе грамотно организованной игры дошкольник получает новые знания или углубляет уже имеющиеся. Он учится переводить свои представления в действия в игре. Роль воспитателя – не мешать, а внимательно слушать, восполнять недостаток информации и разрешать трудные вопросы.

В процессе игры совершенствуется активно-познавательная деятельность, получаются новые знания. Также во время игровой деятельности у детей можно сформировать особые нравственные качества, такие как патриотизм и правила поведения в обществе. У дошкольников вырабатывается инициативность и смелость.

По своему содержанию игры могут сильно различаться. В сюжетно-ролевых вариантах детьми отображаются эпизоды литературных произведений, семейный быт, жизнь в социуме в целом (например, поведение в магазине или больнице).

Одной из основных целей игры является усвоение дошкольниками определенных правил и способность им подчиняться. Дети раннего возраста еще могут плохо соблюдать правила, однако, даже дошкольники 3-4 лет способны запомнить около двух правил и применять их в игре. По мере взросления игры усложняются, соответственно, усложняются и правила.

Другой не менее важной целью является социализация. Обычно дошкольники группируются в игре по два-три человека, и именно такой процесс педагогу необходимо поощрять.

Следует делать все возможное, чтобы игры в группах принимали конструктивный характер: поощрять щедрость и взаимопомощь, обращать внимание на действия и результаты игры сверстника.

Даже объединенные в группы дети не всегда могут согласовывать свои действия, и в задачи воспитателя входит помочь достигнуть взаимопонимания внутри группы, а иногда и распределить роли и действия.

Особенное значение в развитии личности ребенка приобретают строительные игры, в которых дошкольники конструируют различные предметы.

В групповой строительной игре дети учатся считаться с действиями сверстников, чтобы достичь общего позитивного результата.

Задача воспитателя – поощрять и процесс, и результат, по возможности помогать избегать конфликтов внутри группы. Также важно грамотно организовать процесс уборки материала после игры.

Так как дети раннего возраста очень активны и требуют подвижной деятельности, необходимо организовывать активные игры. В их процессе у дошколят также формируются нравственные ценности, так как обычно такие игры требуют подчинению особым правилам и согласованию их внутри группы.

В задачи воспитателя входит организация подвижных игр в такой форме, чтобы каждый ребенок был задействован по максимуму. При этом личная инициатива педагога в процессе игры способствует подражанию со стороны детей.

Подвижные игры – это еще и положительные эмоции, которые требуются для организации правильного процесса воспитания.

Правила познавательной активности

Как будет развиваться познавательная активность дошкольников, во многом зависит от педагога и от того, какие условия он для этого сможет организовать. Важно не только создать условия, но и развить интерес к такого рода деятельности.

Плюсом является природная любознательность, которая отличает детей раннего возраста, и хорошая память, что также позволяет усваивать информацию. Однако чтобы дошкольник в равной степени усвоил все знаний, педагог должен соблюдать последовательность и системность.

Это позволяет давать информацию по принципу усложнения.

Систематичность заключается в том, что материал дается детям в виде единой системы, которая отражает окружающий мир. Большое значение имеет квалификация педагога, которая позволяет преподавать материал, понятный для детей определенного возраста.

Материал для обучения должен предоставляться постепенно с учетом развития ребенка, его мышления, внимания и памяти. Для педагога важно уметь оценить способность дошкольников к обобщению, анализу и установлению логических связей между явлениями.

Важно помнить, что познавательная деятельность имеет определенную цель, а именно, развить волю, память, внимание, целеустремленность. В идеале, если познавательная деятельность осуществляется с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, учитывая его способности и характер.

Это же дает педагогу возможность узнать основные модели обучения, которые окажут наибольший эффект для каждого конкретного ребенка. Познавательная деятельность также должна строиться на принципе научности, то есть переходить от описания внешнего облика предмета к его функциональности.

Чтобы закрепить знания ребенка, воспитатель должен уметь преподнести главную мысль в процессе обучения, показать взаимосвязи между объектами. А чтобы новые знания надежно закрепились в информационной системе дошкольника, педагог должен связывать факты с эмоциями и чувствами детей. Дошкольники очень восприимчивы и произвольно запоминают все, что окрашено яркими эмоциями.

Методика воспитания дошкольников часто базируются на мелкой моторике. Это позволяет прекрасно развить мышление и ловкость рук. Дело в том, что на пальцах расположено много рецепторов, при воздействии на которые в мозг посылаются особые импульсы.

Они распределяются по центрам, отвечающим за речь и движение. Именно поэтому дошкольная педагогика уделяет особое внимание мелкой моторике. Та, в свою очередь, часто бывает связана с творчеством.

Например, лепка фигур из пластилина задействует и мелкую моторику, и воображение, и эстетическое чувство.

Познавательная активность подразумевает под собой и формирование речи, первых навыков письма и математики. Эффективность речевых занятий связана с постепенным переходом от репродуктивных действий к творческим. Последние являются залогом развития словесно-логического мышления, основное формирование которого продолжится в школе.

Педагог должен уделять основное внимание и коммуникациям внутри детских групп, что способствует лучшей социализации.

В период дошкольного развития воспитатели должны уделять особое внимание развитию воображения. В данном случае важно учитывать возраст ребенка. Если у младшего дошкольника развитие воображения происходит благодаря наглядно-образному мышлению, то у старших дошкольников – уже благодаря зачаткам словесно-логического мышления.

Правильный педагогический процесс обязательно содержит и эстетическое воспитание, которое затрагивает развитие воображения и творческих способностей.

Правила эстетического воспитания представляют собой целый комплекс мероприятий, проводимых в детскому саду: от групповых занятий творчеством до инсценировок утренников и праздников. Для развития эстетики применяют музыкальные и танцевальные занятия, изобразительное искусство.

Эстетическое воспитание может прививаться через созерцание природы и бережное к ней отношение. Нравственное воспитание детей – еще одно направление дошкольной педагогики, которое должно применяться повсеместно.

В основе – метод воспитания посредством формирования уважения к посторонним людям, своей стране, чужим ценностям и устоям. В дошкольном возрасте педагог применяет трудовое воспитание, поручая детям выполнение различного рода общеполезных действий. Например, накрыть на стол или убрать со стола.

Можно ли наказывать дошкольника?

Несмотря на то, что одним из основных современных правил педагогики является проявление чувства уважения к ребенку и создания положительных эмоций для его развития, наказаний, порой, трудно избежать. Специалисты оценивают его как дополнительный, а вовсе не основной метод воспитания. Наказывать дошкольника следует только в том, случае, когда необходимо осудить отрицательный поступок.

Cамо наказание должно формировать у дошкольника оценку поведения, а не вызывать моральные или физические страдания.

Современные дети очень эмоционально реагируют на малейшее наказание, поэтому способ данного действия должен быть выбран воспитателем очень осторожно. В качестве наказания не следует применять изоляцию дошкольника от сверстников или осуждать прилюдно.

В течение дошкольного периода физическое и психологическое состояние детей меняется очень быстро, и в качестве основополагающий правил выступает необходимость организовывать познавательный процесс в соответствии с этими особенностями.

Педагог должен ориентироваться на детей и выбирать актуальные методики и приемы преподавания информации. При этом важно затрагивать эмоциональный план дошкольника, что позволяет ему лучше усваивать информацию.

Воспитатель должен уметь грамотно дозировать познавательную, творческую и двигательную активность, прислушиваться к просьбам ребенка, отвечать на его вопросы. Однако воспитательный процесс – это не просто набор методов, а целая система, состоящая из них.

Поэтому главное – варьировать методы, создавая эффективную систему воспитания и организуя творческий подход к обучению дошкольников.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/osnovnye_pedagogicheskie_pravila_vospitaniya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

Самые эффективные методики воспитания детей – обзор и отзывы

Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

Эффективные методики воспитания детей

Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение.

Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, выбор детского садика и затем – школы.

Какие методики воспитания детей являются на сегодняшний день самыми эффективными? Об этом будет наша статья.

статьи:

Обзор самых популярных методик воспитания детей:

Методика Глена Домана — воспитываем с рождения

Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет.

Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки.

Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.

Вальдорфская педагогика — обучаться, подражая взрослым

Интересная методика, которая имеет в своей основе модель подражательства детей поведению взрослых, и, в соответствии с этим, направление детей в воспитании действиями и поступками взрослых людей, без принуждения и строгого обучения. Эта методика наиболее часто используется в воспитании дошкольников, в детских садах.

Всестороннее воспитание по Марии Монтессори

Эта методика буквально у всех на слуху вот уже много десятилетий. суть этой методики – малыша необходимо учить письму раньше, чем всему остальному – чтению, счёту и т.д.

В этой методике предусмотрено также и трудовое воспитание малыша с раннего возраста.

Занятия по этой методике проходят в необычной форме, при активном использовании специального сенсорного материала и пособий.

Воспитание каждую минуту

Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность.

Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые.

Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства.

Учимся понимать ребенка

Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент.

Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах.

Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство.

Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.

Естественное воспитание ребенка

Эта уникальная и во многом экстравагантная методика основана на наблюдении Жана Ледлоффа за жизнью индейцев в почти диких племенах. Эти люди имели возможность самовыражаться так, как считали это нужным, а их дети были органично влиты в общую жизнь, и почти никогда не плакали.

Эти люди не испытывали злости и зависти, им не нужны были эти чувства, потому что они могли всегда оставаться такими, какие они есть на самом деле, без оглядки на чьи-то принципы и стереотипы.

Методика Жана Ледлофа относится к естественному воспитанию детей с раннего возраста, об этом гласит и его книга «Как вырастить ребенка счастливым».

 Читать раньше, чем говорить

Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами.

Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки.

Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.

Дети растут здоровыми и умными

Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними.

Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию, вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики.

Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.

Педагогика сотрудничества в методике Шалвы Амонашвили

Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми.

Это – целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии.

Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.

Воспитывает музыка

В основе данной методики – обучение детей музыке с раннего возраста.

Доктор доказал, что через музыку ребенок может выражать себя, а также получать от мира нужные ему посылы, видеть добро, делать приятное, любить людей и искусство.

Воспитываясь по этой методике, дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, а также получают всестороннее и очень богатое развитие. Цель методики – не вырастить музыкантов, а вырастить хороших, интеллигентных, благородных людей.

Отзывы родителей

Мария:
Мой ребёнок посещает гимназию Сузуки. Мы не выбирали учебное заведение для сына, просто она находилась не так далеко от нашего дома, этот критерий выбора был основным. С детства мы и не замечали, что наш сын любит музыку – он слушал современные песни, если они где-то звучали, но в основном, не обращал на музыку внимания.

Через три года наш сын уже играл на виолончели и фортепиано. Он постоянно говорил нам о музыкальных произведениях и концертах, что нам с отцом пришлось соответствовать ребёнку и знакомиться с музыкальным миром. Сын стал дисциплинированным, обстановка в гимназии великолепная, основана на уважении друг к другу.

Я бы и не знала об этой методике воспитания, но сейчас, на примере ребёнка, могу утверждать, что она очень эффективная!

Лариса:
Дочка ходит в детский сад, в группу Монтессори. Наверное, это очень хорошая методика, я много о ней слышала. Но мне кажется, что воспитатели и учителя должны проходить в такие группы очень строгий отбор, получать дополнительное обучение.

Нам не очень повезло, у дочки стойкая антипатия к одной молодой воспитательнице, которая кричит и ведёт себя довольно резко с детьми. Мне кажется, в таких группах должны работать внимательные спокойные люди, способные понять каждого ребёнка, разглядеть в нем потенциал.

Иначе получается не воспитание по известной методике, а профанация.

Надежда:
Методику семьи Никитиных мы частично применяли в семейном воспитании – покупали и изготавливали специальные пособия, у нас был домашний театр. Сын болел астмой, и нам посоветовали эту методику из-за системы закаливания ледяной водой.

Честно говоря, я вначале боялась этого, но опыт людей, с которыми мы познакомились, показывал, что она работает. В итоге мы вошли в детско-родительский клуб, который пропагандирует воспитание по Никитиным, и вместе стали закаливать детей, устраивали совместные концерты, походы на природу.

В итоге мой сын избавился от жестоких приступов астмы, а главное – он растет очень любознательным и умным ребенком, которого все в школе считают вундеркиндом.

Ольга:
Ожидая дочку, я интересовалась методиками раннего воспитания детей, читала специальную литературу. Однажды мне подарили книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», и я, просто ради интереса, с самого рождения дочки стала применять некоторые упражнения. Надо было видеть, как я радовалась, когда убеждалась в том или ином приеме.

Это были наши игры, и дочке они очень нравились. Чаще всего я практиковала картинки, развешанные перед манежем, кроваткой, разговаривала с дочкой, рассказывала ей всё, на что она показывала.

В итоге первые слова она сказала в 8 месяцев – и я убеждена, что это было не произнесение слогов, как утверждают это все, кому я говорила, это было осознанное произнесение слова «мама».

Николай:
Мне кажется, можно и не придерживаться какой-то одной методики воспитания – а брать из них то, что считаешь необходимым для развития твоего ребёнка. В этом отношении каждый родитель становится педагогом-новатором, имеющим уникальную методику воспитания своего собственного дитя.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

 
Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: https://www.colady.ru/effektivnye-metodiki-vospitaniya-detej-obzor-metodik-otzyvy.html

Воспитание детей раннего возраста

Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

2018/02/11 автор: Юрий Новоселов

С какого момента можно воспитывать ребёнка? С пелёнок? Когда он начнёт говорить? А может только тогда, когда кроха начнёт всё понимать? Есть родители, которые склоняются именно к последнему варианту.

Однако воспитание детей в раннем возрасте, когда у маленького человечка ещё только строятся психические и физические функции, имеет громадное значение в его развитии как личностном, так и когнитивном.

Даже физическое здоровье малыша зависит от заботы родителей и привитых с раннего возраста привычек.

В раннем возрасте мы создаём основу будущих отношений крохи с внешним миром, людьми и самим собой. Правильно воспитывая и развивая ребёнка с рождения, мы способствуем нормальному развитию его организма в целом и главного органа центральной нервной системы (головного мозга) в частности.

Особенности развития детей в раннем возрасте

Мы уже знаем, что именно нюансы развития ребёнка – это тот фактор, который диктует нам, как правильно воспитывать детей в раннем возрасте. Характерные для раннего возраста особенности:

  1. Высокий темп развития организма, роста.

    В ранний дошкольный период, как правило, происходит смена активной фазы развития и спокойной. Это нормальный цикл.

  2. Развивается речь.
  3. Малыш приобретает основные рефлексы, навыки познания через органы чувств (сенсорно). Развиваются двигательные функции.

  4. Ребёнок начинает осознавать себя, как часть окружающего мира, учится взаимодействовать с ним.
  5. Активно развиваются способности, новые навыки.
  6. Малыш учится переживать свои эмоции.

Важным отличием воспитания детей раннего возраста является глубокая связь между физическим и психическим, умственным развитием крохи. «В здоровом теле здоровый дух» – это не пустые слова. У здорового ребёнка лучше протекают все процессы развития.

Так же физическое здоровье и правильное развитие зависит от того, чувствует ли малыш себя уверенно, спокойно, легко ли ему общаться с другими детьми, ощущает ли он любовь и заботу родителей. Кроме того, детское восприятие настроено на окружающий мир. Именно через тесный контакт с ним кроха получает большую часть знаний.

Какие есть методы воспитания детей в раннем возрасте?

Поведение взрослых, их выбор – вот основа гармоничного развития ребёнка. От родителей зависят будущие успехи и неудачи малыша, здоровье и привычки, отношение к себе и внешнему миру во взрослой жизни.

Кто-то очень удивится, если узнает, что воспитание, как процесс, никак не связано с требованием, похвалой и наказанием, указанием или внушением. А максимальный эффект дают простые беседы и совместные игры, забота и искренняя улыбка, отношение к ребёнку, личный пример родителей, их слова и поступки.

Никто не отменял пользы от хорошей методики воспитания детей раннего дошкольного возраста. Но родители должны понимать, что любые методы эффективны, когда дома созданы идеальные для развития детей условия: тёплые отношения между всеми членами семьи, активное участие в жизни малыша.

В чём выражается правильное воспитание в семье родителями?

  • В любви, независимо от способностей и поведения ребёнка;
  • в терпении и мудрости;
  • в бескорыстной заботе;
  • в умении взрослых радоваться жизни и радовать друг друга;
  • в доброте по отношению к другим людям, чужим детям;
  • в искреннем интересе к детским переживаниям и потребностям, во внимании;
  • в способности учить без наказаний, осуждений, критики;
  • в готовности поддержать малыша и разделить с ним его новые увлечения, учиться вместе с крохой;
  • в способности отказаться от идеалов и позволить себе тоже быть неидеальными.

Задачи в воспитании детей раннего возраста

Всестороннее развитие или же гармоничное воспитание ребёнка имеет несколько граней:

  • физическое развитие;
  • развитие интеллекта (умственного потенциала);
  • нравственное воспитание;
  • развитие психики;
  • эстетическое воспитание.

Какие задачи физического воспитания нужно реализовать в развитии детей раннего возраста?

  1. Создать условия, чтобы малыш рос здоровым.
  2. Приучить его к занятиям спортом, активному образу жизни.
  3. Сформировать правильные привычки в питании. Приучить к режиму.
  4. Развить навыки соблюдения гигиены.
  5. Развивать малыша физически.

Как видите, кроме зарядки, регулярных прогулок на свежем воздухе, физическое здоровье крохи зависит от его физической активности и умения ухаживать за своим организмом.

Ключевые направления в умственном воспитании детей раннего возраста:

  • развитие памяти, наблюдательности, других способностей к восприятию информации;
  • сенсорное развитие – важный элемент в развитии интеллекта, так как именно тактильные ощущения помогают детям в раннем возрасте получать информацию из внешнего мира;
  • развитие логики, навыков анализа, обработки знаний – сравнение, поиск отличий и похожих свойств у разных вещей, явлений.

Идеальные методы воспитания детей в раннем возрасте, которые помогают в обучении – это полное смысла общение взрослых с ребёнком, игры, рядовые жизненные ситуации. Нравственное воспитание детей раннего возраста содержит несколько составных частей:

  • воспитание патриотизма;
  • развитие правильного отношения к самым важным вещам (понимания главных жизненных ценностей);
  • привитие нужных привычек – аккуратность, милосердие, вежливость и т.д.;
  • развитие хороших качеств – искренность, доброта и др.;
  • знакомство с навыками общения, способности строить с людьми правильные взаимоотношения (дружить, работать в команде, соперничать и т.д.);
  • трудовое воспитание детей раннего возраста – нужно приучать к участию в домашних делах, соблюдению порядка в доме, на природе.

В развитии нравственности у детей самый весомый аргумент – это личный пример мамы и папы. Нельзя требовать от малыша соблюдать правила, которые родители сами постоянно нарушают. Ну и, конечно, читайте нужные книги, не жалейте слов для похвалы за хорошие поступки, побуждайте малыша проявлять свои лучшие качества. Культурное воспитание детей раннего возраста также играет важную роль в развитии детской личности. Оно состоит из:

  • развития музыкальных навыков;
  • экологического воспитания (обучения ребёнка любви к природе и заботе о ней);
  • развитие творческого потенциала.

И напоследок полезный совет родителям. Не ждите, что ребёнок воплотит ваши мечты, оправдает ожидания или щедро возместит в будущем вложенные в него силы и время. Помните главную цель воспитания детей раннего возраста – вырастить малыша здоровым, умным, свободным и просто счастливым человеком. Читать ещё:

Возрастные особенности детей 5 лет

Артикуляционная гимнастика для детей

Адаптация первоклассников к школе

про Ментальную арифметику в Соробан

https://www..com/watch?v=X6LRyTweX3k

Назар из школы в Арсеньеве огромный молодец!

https://www..com/watch?v=Uye4R4ANIDk

Роман из Екатеринбурга очень крут, а все потому, что очень трудолюбив.

https://www..com/watch?v=8BtB5X19U_Q

Удовольствие от результата – главный мотиватор в обучении 

Расскажите друзьям

Soroban.ru первая школа ментальной арифметики в Украине, работающая с 2005 года

Наши приложения

Источник: https://soroban.ru/blog/vospitanie-detej-rannego-vozrasta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.