Поэтапное развитие ребенка

Содержание

Поэтапное развитие малыша

Поэтапное развитие ребенка

[artlabel id=”4840″]

Сразу после рождения малыш знакомится с новой для него обстановкой — запахами, звуками, ощущениями… Информация обрушивается на него в колоссальных объемах. Не случайно сама природа ограничивает восприятие ребенка в первые дни его жизни: у малыша снижены зрение и слух.

Если бы все органы чувств у него работали в полном объеме, то мозг просто бы не справился с таким количеством новой информации. На этом этапе самое важное для ребенка — эмоциональная поддержка близких людей.

Ученые давно установили связь между уровнем тревожности и интеллектом — чем тревожность выше, тем заметнее снижен интеллект.

Игровой практикум 
Если вы хотите, чтобы с первых дней жизни ваш кроха рос умным и сообразительным, создайте для него максимально комфортную в эмоциональном плане атмосферу.

Ведь от того, как быстро ваш малыш научится улыбаться, гулить, реагировать на эмоции и голос окружающих, зависит его дальнейшее интеллектуальное развитие.

Чем больше положительных эмоций у малыша и сильнее эмоциональный контакт с матерью — тем смелее он будет в освоении новой информации позже.

На втором месяце жизни малыш уже начинает различать эмоции и настроение окружающих: улыбается в ответ на мамину улыбку, высовывает язычок, как старший брат или сестра. Общение становится для ребенка основным источником информации. Знакомьте кроху с окружающим пространством — он должен освоиться в кроватке, на пеленальном столике, в ванночке для купания…

Игровой практикум 
Выполняя тот или иной ритуал — собираясь кормить малыша, проводя гигиенические процедуры, — озвучивайте свои действия. Спустя какое-то время ребенок начнет понимать связь между словом и следующим за ним действием или явлением.

Называйте предметы, которые окружают малыша. Это значительно повысит его пассивный словарный запас. Чем раньше ребенок освоит слова-действия, тем быстрее он научится понимать предметно-следственные отношения.

А это одно из главнейших условий гармоничного интеллектуального развития малыша.

3-й месяц ВНИМАТЕЛЬНАЯ ПОГРЕМУШКА

Ребенок требует все большего внимания к себе. Ему уже не нравится просто лежать в кроватке, а хочется, чтобы носили на руках и показывали все то, что может его заинтересовать. Это время первого внутреннего конфликта — есть желание перемещаться в пространстве, но пока нет возможности.

Важно поддержать и не подавить в ребенке познавательный интерес. Ведь именно он является главным условием дальнейшего интеллектуального роста крохи.

В три месяца для малыша главным источником информации становится звук: ребенок может определить, откуда идет звук, поворачивается на него, узнает голос мамы и может звуками выражать свои эмоции.

Игровой практикум
Пришло время для развития произвольного внимания. Лучший помощник в этом — погремушка. Показывайте крохе игрушку (лучше желтого цвета — он одним из первых воспринимается детьми) на расстоянии 30—40 см, медленно перемещайте ее из стороны в сторону, добиваясь того, чтобы малыш следил за ней глазками.

Погремите ею слева от ребенка, подождите, пока кроха повернет головку и глазами найдет источник звука. Затем повторите упражнение с другой стороны от малыша. Спрячьте игрушку у себя за спиной и снова погремите. А потом покажите игрушку ребенку. Это простое занятие помогает развитию внимания.

Веселый колокольчик тоже способен подарить малышу немало приятных минут. Привяжите колокольчик к кроватке, раскачайте его, а затем возьмите кроху на руки и потанцуйте с ним — так вы будете развивать у ребенка чувство ритма. Кстати, оно формируется до года, и в дальнейшем его практически невозможно откорректировать.

Не упустите время! Также для интеллектуального развития малыша в этом возрасте подойдут все музыкальные игрушки и подвесные мобили.

4-й месяц ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

С четырех месяцев кроха усваивает многие двигательные навыки: поднимает головку, лежа на животике, переворачивается со спины на живот, захватывает рукой игрушку, активно двигает ножками… На данном этапе необходимо поощрять и провоцировать любую его двигательную активность. Это позволяет ребенку осваиваться в новом пространстве и получать новую информацию.

Когда кроха лежит на животике, положите перед ним игрушку, через минуту отодвиньте ее от него подальше, затем снова придвиньте. Ваше чадо обязательно попробует до нее дотянуться. Еще одним источником поступления информации, а следовательно, и интеллектуального развития на этом этапе становятся тактильные ощущения.

Игровой практикум 
Познакомьте ребенка с различными по фактуре поверхностями — дерево, пластмасса, ткань, бумага… Пусть малыш ощутит разницу между гладким и шершавым, теплым и прохладным. Например, сначала дайте крохе потрогать мягкую игрушку, а затем — жесткую. Помогите ребенку перевернуться на животик и положите перед ним обе игрушки.

Понаблюдайте, к какой из них он потянется. Видите, ваш малыш уже способен делать умозрительные заключения!

5-й месяц УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ

Ребенок растет и внимательно изучает все, что его окружает. Кроха способен обращать внимание на детали — глаза, губы, нос, рот мамы.

В этот период у деток начинают прорезываться первые зубки, потому, скорее всего, чадо захочет попробовать все, что попадется ему в руки, на вкус.

Как губка, малыш впитывает новую информацию и запоминает ее, и в скором времени ребенок будет искать глазами те предметы, которые вы ему называли. А это уже серьезный шаг в становлении мышления.

Игровой практикум

Показывайте яркие картинки в книжках, включайте красивую приятную музыку, предлагайте для игры различные погремушки. Уберите на несколько дней привычные для малыша игрушки, заменив их на новые. А затем достаньте «хорошо забытые старые» — ребенок искренне обрадуется, увидев знакомые ему предметы.

Это нехитрое упражнение способствует развитию долговременной памяти. Научите кроху простейшим манипуляциям с предметами: поднять, положить, потянуть. Опустите ребенка на животик, перед ним поместите движущуюся музыкальную игрушку. Пытаясь дотянуться до нее, малыш попытается ползти.

А ползание — один из важнейших этапов развития ребенка, ведь освоение нового пространства связано с развитием мышления.

6-й месяц САМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ

В полугодовалом возрасте малыш начинает воспринимать себя как человека. До этого времени он идентифицировал себя с матерью — даже ее руки и ноги воспринимались им как продолжение собственного тела. Сейчас кроха словно знакомится сам с собой. И вам нужно ему в этом помочь. Познание собственного тела — важный момент в самоидентификации ребенка.

Игровой практикум

 Предложите малышу для игры зеркало — дети быстро узнают в зеркале себя и искренне радуются своему отражению. Сравните свою руку и ручку крохи, сложив их вместе.

Предложите ребенку потрогать ваш нос, а затем — его нос, чтобы малыш мог их сравнить. Так он сможет понять, что у всех людей есть что-то общее, но в то же время осознать свою уникальность.

Умение сравнивать лежит в основе логического мышления, которое можно развивать у крохи еще до года.

7-й месяц ОСМЫСЛЕННОСТЬ

Особенностью интеллектуального развития малыша на этом этапе является осмысленность его действий — он может стучать предметами, извлекая звуки, у него есть любимые игрушки, играя, он способен на некоторое время концентрировать свое внимание.

Кроху начинают привлекать более сложные детали. Ребенок искренне обрадуется и удивится, увидев маму в новом наряде. Часто в этом возрасте малыши начинают ползать, и задача родителей — убрать из поля зрения ребенка все, что может представлять опасность.

Игровой практикум

 Все новое так привлекательно для малыша. Используйте эту особенность во время игр. Подойдут игрушки для кукольного театра. Покажите крохе куклу, потом переоденьте ее в другое платье и снова покажите ребенку. Малышу наверняка понравится «фокус» с переодеванием. Умение видеть в привычном что-то новое способствует развитию творчества и гибкости мышления.

8-й месяц ПО СЛОГАМ

Возраст 7—8 месяцев принято называть стадией предговорения: у малыша начинает формироваться пассивный словарный запас. Он реагирует на свое имя, знает и понимает значение многих слов: нет, дай, возьми… Кроха способен не просто запоминать слова, которые вы произносите, но и пытается сам повторять за вами то, что вы говорите.

В этом возрасте детки могут произносить отчетливо самые разные слоги: ма, па, ба, тя… Речь напрямую связана с мышлением, поэтому необходимо всячески поощрять желание малыша говорить.

Незаменимым помощником в этом нелегком процессе освоения речью станут народные потешки и прибаутки с часто повторяющимися слогами: «Гуси, гуси! Га-га-га!», «По кочкам, по кочкам» и т. д.

Игровой практикум

 Чаще используйте звукоподражательные слова: «Котик говорит: «Мяу», собачка лает: «Ав-ав», самолет летит: «У-у-у»… Эти упражнения не просто стимулируют речевую активность малыша, но и совершенствуют его память.

Подуйте на листики комнатных растений или на подвешенную легкую игрушку — кроха удивится, что можно заставить предмет двигаться, не прикасаясь к нему. В скором времени ребенок сам попытается подуть на предмет.

Это очень хорошее упражнение для развития и тренировки речевого аппарата.

9-й месяц МАЛЕНЬКИЙ ПРАКТИКАНТ

К девяти месяцам ребенок может какое-то время самостоятельно играть, подолгу наблюдать за движущимися предметами. Он видит разницу в двух предметах, сравнивает их. Малыш уже уверенно сидит, ползает, некоторые встают на ножки, пытаются делать первые шаги.

Это способствует значительному расширению кругозора. Начиная с девяти месяцев, детки делают огромный рывок в своем интеллектуальном развитии.

Если до этого познание носило скорее пассивный характер (накапливался опыт), то теперь пришло время активного усвоения опыта на практике.

Игровой практикум

 В разные коробки соберите однородные предметы: в одну — платки, шали, шарфики; в другую — разные плюшевые игрушки, в третью — крупные детали конструктора. Перебирая их, малыш освоит принцип тождества и разнообразия, что благоприятно скажется на дальнейшем формировании навыка систематизирования.

10-й месяц АССОЦИАЦИИ

С десяти месяцев кроха готовится сделать свой первый шаг. Его привлекает постижение пространства по вертикали: теперь малыш тянется за предметами, которые расположены выше его роста.

Ребенок начинает понимать, что предметный мир не ограничивается лишь полем его зрения. Кроха знает, что в одной коробке лежат его игрушки, а в другой — книжки, начинает понимать, что мама, выйдя из комнаты, скоро вернется.

Таким образом, у ребенка формируется ассоциативное мышление: малыш находит и запоминает связи между предметами и действиями.

Игровой практикум

 Это лучшее время для игр с различными конструкторами: самыми простыми пазлами, вкладышами, пирамидками, кубиками. Привяжите к ножке или ручке ребенка воздушный шарик, наполненный гелием. Малыш будет долго наблюдать за тем, как движется шарик, а скоро уже будет улавливать связь между своими движениями и полетом шарика.

11-й месяц РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Активно развивается речь ребенка. И даже если кроха все еще не порадовал вас ни одним словом, это не повод отказаться от детских книг.

Не обязательно читать ребенку все, что написано в книжке, — вы можете просто показывать картинки, называя то, что на них нарисовано. Постепенно усложняйте процесс «чтения»: попросите кроху показать на картинке домик, собачку и т. д.

 Когда малыш показывает то или иное изображение, обязательно называйте то, что нарисовано.

Игровой практикум

Гуляя, читайте малышу стихи о природе и тех явлениях, которые он может наблюдать: снег, дождь, первый весенний цветок. Расскажите сказку. Словесная информация нужна и как способ передачи своих чувств, эмоций, наблюдений.

12-й месяц ВСЕ ПОНЯТНО!

Возраст одного года в психологии называют возрастом обезьяны — малыш во всем копирует близких ему взрослых. Он хорошо понимает, что ему говорят, выполняет просьбы. Ребенок многое помнит: где оставил игрушку, какие картинки в книжке. У ребенка начинает развиваться абстрактное мышление, то есть он четко осознает, что молотком можно стучать, а со стакана – пить.

Игровой практикум

В этом возрасте как раз самое время для начала знакомства с сюжетными играми.  Купите крохе детский аптечный набор, игрушечную посудку или набор «Магазин». Посредством игры малыш будет развивать свои творческие и умственные навыки. А это и является основным заданием годовалого карапуза. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Мой ребенок — онлайн журнал для современных родителей Сайт для родителей и будущих мам. У вас есть вопросы о материнстве, воспитании ребенка или подготовке к родам? У нас есть ответы на все! Куча практических советов и отзывов от реальных мам. Что сделать обязательно, а чего лучше не делать – мы подскажем. Мой Ребенок — портал успешных мам в Украине!

Источник: https://www.moirebenok.ua/infant/poetapnoe-razvitie-malysha/

Ранее развитие ребенка

Поэтапное развитие ребенка

Доброго времени суток читатели и гости сайта «Семья и детство».

Ранним развитием детей считается определённый комплекс действий со стороны родителей малыша, который направлен на приобретение им определенных знаний и навыков, которые, как правило, приобретаются детьми более позднего возраста.

К примеру: обучение играм, музыкальное развитие, развитие математического склада ума. Раннее развитие ребенка подразумевает приобретение всех вышеперечисленных навыков и знаний в возрасте до трех лет.

Заблуждения в понятии раннего развития ребенка

Некоторые родители под понятием раннее развитие ребенка подразумевают его дошкольное развитие, но такое мнение считается неправильным. Иногда бывают такие случаи, что раннее развитие у малыша формируется в принужденной форме, но такое развитие считается ошибочным.

Мы же не можем говорить, что школьное образование ребенка является этапом принуждения ребёнка к получению общеобразовательных знаний, которые приняты в обществе его возрастной категории.

Любой этап образование подразумевает моменты, как принуждения, так и побуждения.

Не стоит думать, что и ранее развитие ребенка сводится к принуждению, мы должны побуждать его так, что бы он сам ставил цели для достижения своего собственного самообразования.

Когда стоит начинать развивающие игры

Даже с новорожденным ребенком уже можно начинать играть, при этом необходимо будет задействовать все органы его чувств.

Его еще не сформировавшееся зрение различает мамино лицо, прикосновения матери для него приятные, обоняние малыша позволяет ему находить материнскую грудь, постепенно он начнет привыкать к шумовым и световым эффектам вокруг себя и наконец, начнёт реагировать на голос матери.

Именно по этой причине лучше всего начинать разговаривать с малышом уже со второй недели его рождения. Если вы не можете найти темы для разговоров, то можно комментировать, что вы делаете в тот или иной момент. Таким образом, малыш начнет слушать и распознавать мамин голос.

Чем старше становится малыш, тем разнообразнее занятия должны проводиться с ним, так как тот ребенок, который будет оставлен без внимания своих родных, будет отставать в своем развитии.

Очень хорошо, когда малыш в семье не один, в такой ситуации с братом или сестрой ему будет намного легче развиваться. Но если же ребенок первый, то его главными друзьями в играх будут его же родители.

Игры должны не только приносить для ребенка радость, но и развивать его как с интеллектуальной, так и с физической точки зрения.

В возрасте от полутора до двух лет нельзя оставлять ребенка самого на себя, так как все его игры должны проходить под наблюдением его родителей.

И не совсем обязательно водить его в школы раннего развития, так как родители могут посещать такие учебные заведения и в самостоятельном порядке, если желают понять и научиться, как правильно играть со своим малышом.

А вот после двухлетнего возраста, такие школы рекомендуются к посещению, которые используют методики раннего развития детей, после, можно перевести ребенка в хороший детский сад.

Этапы развития ребенка

Каждый этап развития ребенка особенный как для него самого, так и для его родителей. Так как действия, проводимые на том или ином этапе, будут непосредственно влиять на степень его развития.

Внутриутробный этап развития ребенка

Данный этап длится на протяжении 287 дней. По истечению 9 недельного периода времени, зародыш уже именуется как плод. В это время формируются его основные органы и системы, образуется связывающая мать и ребенка плацента. Именно в этот период весьма важно, чтобы мать следила за своим здоровьем, как физическим, так и психологическим.

Новорожденность — этап развития ребенка

Период новорожденности еще именуют, как неонатальный этап развития малыша. Данный период начинается с момента рождения ребенка и заканчивается на четвертой недели его жизни.

На протяжении этого периода все органы и системы малыша пытаются адаптироваться к условиям окружающей среды.

Состояние ребенка в этот период считается нестабильным, так как любые изменения в окружающей среде могут стать причиной нарушения действия его жизненно важных органов.

Грудной период развития ребенка

Данный этап развития ребенка начинается с четвертой недели и заканчивается на 12 месяце жизни малыша. Именно в этот период времени просматривается активный его рост, он набирает свою массу.

Если все протекает нормально, то за грудной период рост тела малыша увеличивается на 25 см, и в общей сумме составляет 75-80 см.

А вот что касается момента веса малыша, то к концу грудного периода его вес должен приравниваться к 12 кг.

Также стоит отметить, что на протяжении грудного периода ребенок начинает учиться сидеть, а к своему годичному возрасту он уже учится ходить. На полугодичном возрасте, родители сталкиваются с проблемой роста молочных зубов, от которых малыш начинает плакать. Все дело в том, что у ребенка в этот период появляются условные рефлексы, с каждым днем он становится взрослым человеком.

Так как система организма малыша в таком возрасте еще далеко не стабильная, то настоятельно рекомендуется проводиться ежемесячный докторский осмотр. В первый год жизни удобнее наблюдать развитие ребенка по месяцам, тем более в этот период праздничной датой является каждый месяц жизни малыша.

Предшкольный период развития ребенка

Данный период времени начинается в возрасте от одного до трех лет. На протяжении предшкольного этапа осуществляется активное формирование двигательной и нервной системы малыша, также активно развивается его речь. Его вес увеличится на 3,5 кг, а рост на 10 см.

В таком возрасте ребенок начинает говорить свои первые слова, со временем пополняя свой словарный запас. На данном периоде своего развития малыши особенно любознательны и активны. Стоит начать с ним играть, так как при помощи игр малыш начнет лучше усваивать окружающую информацию.

Стоит запомнить, что нравится малышу, от чего он радуется и смеется, то его и развивает. В предшкольный период просматривается активное расширение круга общения ребенка, особенно данный момент актуален, если ребенок посещает детский сад. По этой причине существенно вырастает вероятность его заболевания. Это может быть корь, простуда и скарлатина.

Дошкольный период развития ребенка

От трех до семи лет начинается дошкольный этап развития ребенка, его конечности становятся порядком длиннее, рост и прибавление в весе начинают замедляться.

В таком возрасте дети уже начинают вышивать, ездить на велосипеде и осуществлять прочие более тонкие действия. С шестилетнего периода начинается этап смены молочных зубов.

Не стоит пренебрегать тем моментом, что в этом возрасте малыш должен пройти все необходимые прививки.

Источник: https://semya-i-detstvo.ru/ranee-razvitie-rebenka.html

Этапы развития ребенка, по месяцам – Солнечный Город

Поэтапное развитие ребенка

Первый месяц жизни малыша – это период адаптации к внешнему миру. Именно на данном этапе вырабатывается режим дня. Отличительная черта – продолжительный сон. Обычно он занимает до 70% от 24 часов. Это создает идеальные условия для активного роста ребенка, прибавка которого составляет до 3 см за первые тридцать дней жизни.

Еще один важный фактор адаптационного месяца – это питание. Данной процедуре следует максимально уделять внимание. Ребенка нельзя торопить, особенно при грудном вскармливании. Такой вид питания достается маленькому человечку гораздо сложнее, ему приходится сильно трудиться, чтобы высосать достаточно молока.

Поэтому грудничок может осуществлять передышки, а затем снова приступать к трапезе. Также прием пищи является для малыша не только способом насыщения, но и установления эмоционального контакта с матерью. Именно в такие моменты он чувствует себя наиболее защищенным в этом новом мире.

При правильном питании прибавка в весе должна составлять от 600 до 700 г за первый месяц.

У здорового ребенка на первом месяце диагностируются следующие рефлексы:

  • Сосательный – язык прикасается к предметам, находящимся в зоне досягаемости.
  • Хватательный – сжимает в кулак предметы, находящиеся поблизости.
  • Шаговый – в вертикальном положении двигает ножками.
  • Плавательный – совершает плавательные движения в воде лежа на животе.
  • Поисковый – самостоятельно осуществляет поиск и нахождение материнской груди.

В конце первого месяца жизни ребенок учится концентрировать внимание на ярких предметах, различает лица, ненадолго удерживает голову, произносит гласные звуки и реагирует на голос.

Второй месяц

В этот период ребенок начинает различать эмоции на лице взрослого, приветствует его появление комплексом оживления (ручки и ножки хаотично двигаются, активизируется речевая функция и мимика).

На втором месяце жизни сон ребенка сокращается. Он составляет до 20 минут в час. Возможны перебои ночного сна. Прибавка в росте достигает до 3 см, в весе – до 1 кг.

Также карапуз более уверенно держит головку, способен переворачиваться с бока на спинку, в произношении появляются согласные звуки, в течение продолжительного времени фиксирует взгляд на предмете и может ненадолго удержать его в ручке.

Именно в этот период ребенок осознает свои конечности. Он акцентирует внимание на руках, рассматривает ладошки и тянет их в рот. Слух и зрение улучшаются, младенец начинает распознавать цвета.

На втором месяце следует уделять внимание разговору с ребенком. Это могут быть сказки, стишки или просто новые слова. Малыш интересуется новыми звуками, следит за мимикой взрослого во время произношения и рефлекторно начинает их усваивать.

Третий месяц

В этот период малыш становится более самостоятельным: он уверенно держит голову, в положении лежа на животе приподнимается на предплечьях.

Речевая функция также претерпевает скачок в развитии. Ребенок общается сам с собой, начинает произносить согласные звуки не только в сочетании с гласными, но и отдельно от них. Он громко смеется, передразнивает мимику взрослых. Моторика позволяет самостоятельно подносить предметы ко рту.

Прибавка в весе за третий месяц жизни достигает около 800 г, в росте – 3 см. Период бодрствования увеличивается до полутора часов. Ночной сон становится более продолжительным.

В этом возрасте очень важно почаще переворачивать ребенка на живот. Это упражнение помогает укрепить мышечный корсет спины и шеи, а также освободиться от газов в брюшной полости. А вот положение лежа на боку стоит ограничить, так как оно способствует деформации позвоночника.

Четвертый месяц

На данном этапе развития взаимодействие ребенка с внешним миром становится более активным. Малыш изучает окружающую обстановку, распознает свое имя, тянется к предметам, берет их, подносит ко рту, может стучать игрушкой или бросить ее. В процессе кормления осуществляет первые попытки держать грудь или бутылочку самостоятельно.

Младенец начинает выделять родителей из остальных окружающих. Происходит расстановка приоритетов: появляются любимые предметы, более всего нуждается в общении с матерью.

Реакция на звук четко выражена, ребенок в состоянии определить его источник. Мелодичные звуки заставляют малыша затихать и прислушиваться.

Лежа на животе опирается на ручки и расправляет их, ползает в таком положении.

По окончании четвертого месяца ребенок прибавляет в весе около 700 г, в росте – 3 см.

Педиатрия прошлого поколения советовала вводить прикорм детям с четырех месяцев, в виде фруктовых пюре и соков.

Но современная практика все больше показывает, что такой рацион на данном этапе является первопричиной возникновения аллергии и повышенной кислотности желудка.

Все необходимые микроэлементы и витамины содержатся в грудном молоке и искусственных смесях питания, поэтому стоит подождать с введением прикорма до полугода.

Пятый месяц

Именно на пятом месяце ребенок учится переворачиваться без помощи взрослых, ползать и даже сидеть. Проявляются первые попытки встать на ноги. Здесь родителям необходимо поддержать инициативу малыша и начать обучение первым шагам. Это послужит отличной тренировкой мышц ног и профилактикой развития плоскостопия или прыгающей походки.

Прибавка в весе достигает около 700 г, в росте – 2,5-3 см.

На пятом месяце жизни малыш четко отличает незнакомых от близких ему людей. Реакция на чужого человека может проявляться в плаче и отказе от близкого контакта с ним. При рассматривании картинок большее внимание уделяет изучению лиц. Прорезываются первые зубки.

Шестой месяц

Полугодовалый малыш хорошо откликается на свое имя, сидит на попе без помощи взрослых и осуществляет первые попытки встать на четвереньки. Речевая функция развита настолько, что позволяет произносить четкие осмысленные слоги («ма-ма», «па-па»).

В полгода у ребенка активно развиваются следственно-причинные связи: выплюнул соску – она упала, закричал – подошла мама. Ярко выражена смена настроений, взаимодействует со взрослыми в простых играх («ку-ку»).

Шесть месяцев – это наиболее подходящий возраст для ввода прикорма, вид и пропорции которого стоит обсудить с педиатром. Расширяя рацион вашего малыша, старайтесь воздержаться от сладкой или соленой пищи. В противном случае возможно возникновение проблем с почками и кишечником.

Прибавка в весе составляет около 700 г, в росте – от 2,5 см.

Седьмой месяц

Седьмой месяц – период экспериментов. Ребенок активно взаимодействует с окружающими его предметами, бьет их друг о друга, кидает на пол и внимательно наблюдает за процессом. Ходит с поддержкой, ползает на четвереньках (иногда только пятится). Также младенец проявляет положительные эмоции при купании, плещется в воде с игрушками.

В семь месяцев малыша нужно знакомить с частями тела, рассказывать их названия и просить ответную реакцию (малыш показывает, где животик, ручка, ножка и т.д.).

Полезным прикормом в этот период станут мясо и творог. Содержащиеся в них калий и кальций способствуют росту костей, прорезыванию зубов, нормальной работе внутренних органов, а белок помогает активному росту мышечной массы.

Прибавка в весе на седьмом месяце составляет около 600 г, в росте – 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок в этом возрасте свободно передвигается на четвереньках, ходит с опорой, садится. Копирует движения взрослых, играет в «ладушки», осуществляет первые попытки кушать самостоятельно.

В данный период развития малыша особенно остро проявляется его привязанность к матери. На потерю ее из поля зрения ребенок реагирует плачем. Эмоциональный спектр расширяется, и в нем четко просматриваются радость, упрямство, удивление, огорчение. Словарный запас увеличивается.

Рацион питания в этот период требует разнообразия. Малыша можно кормить многокомпонентными овощными пюре, кашами с добавлением фруктов, хлебом и кисломолочными продуктами.

Обратите внимание на развитие речи вашего ребенка. При разговоре с ним четко произносите слова, избегайте уменьшительно-ласкательных форм и других искажений произношения.

Прибавка в весе составляет около 600 г, в росте – 2 см.

Девятый месяц

На девятом месяце жизни малыша активно развивается мышечный и костный аппараты. В этом возрасте ребенок активно учится ходить самостоятельно. Он держится за мебель, встает, ходит с опорой, падает и снова встает. Пытается повторять слова, произносимые взрослыми.

На девятом месяце жизни у ребенка хорошо развивается память. Он помнит, куда положили его игрушку и где достать то, что его интересует. Появляются первые попытки манипуляций посредством крика. Ребенок выполняет некоторые просьбы.

Моторика у девятимесячного человечка хорошо развита. Он способен самостоятельно держать ложку, мять пальчиками пластилин или рвать листок бумаги.

Прибавка в весе составляет около 600 г, в росте – 2 см.

В этот период родителям также стоит уделять большое внимание развитию речи. Осуществлять это можно посредством чтения книг и изучения иллюстраций.

Десятый месяц

На десятом месяце жизни в развитии ребенка начинает преобладать подражательный рефлекс. Он пытается копировать поведение взрослых и животных. Учится взаимодействию с другими детьми через игру. Осознает запрещающие фразы, стоит без опоры.

В возрасте десяти месяцев у ребенка устанавливаются логические связи. Он понимает, что машинку можно катать рукой, неваляшку нужно толкать, а пирамидку – собирать.

Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.

Дневной рацион десятимесячного малыша должен состоять только из полноценных продуктов. Смесь или грудное молоко стоит давать после еды и перед сном.

На данном этапе развития можно постепенно вводить занятия творчеством. Для этого прекрасно подойдут лепка или рисование.

Одиннадцатый месяц

Перед вами маленький самостоятельный человек, который понимает речь взрослых, кушает, произносит слова и свободно передвигается по дому. Психологическое развитие ребенка в этот период ярко выражается через игру: куклу кормят кашей или укладывают спать.

Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.

Речь в этом возрасте по-прежнему является фактором развития, которому следует уделять особое внимание. Ее также можно развивать через моторику.

Двенадцатый месяц

В этом возрасте малыш отлично преодолевает препятствия, принимает активное участие в процедурах купания и переодевания. В меню появляются как любимые блюда, так и те, к которым кроха абсолютно равнодушен. Озвучивает свои желания при помощи словарного запаса, который достигает 15 слов.

Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.

Именно в этот период родители сталкиваются с такими чертами характера ребенка, как упрямство и своенравие. Но не стоит сильно переживать по этому поводу. Эти новшества полностью обусловлены развитием вашего малыша.

Он начинает осознавать себя личностью, отдельной от папы и даже мамы. Приобретение новых навыков добавляет уверенности маленькому человеку, он начинает осознавать, что кое-где с успехом справится и без посторонней помощи.

А все запреты воспринимаются как противодействие его самостоятельной деятельности.

Заключение

В жизни развитие каждого ребенка всегда отличается от средних показателей. Где-то оно опережает их, в чем-то еще отстает – это нормально. Но если уровень развития младенца сильно уступает приведенным нормам, то необходим контроль педиатра и более узких специалистов, таких как невропатолог, хирург и другие.

Какими бы темпами ни развивался ваш малыш, никогда не забывайте одаривать его своей заботой, лаской и любовью. Ведь только такая атмосфера способствует гармоничному развитию личности, способной в будущем подарить вам счастливую старость.

Источник: https://Sunny-town.org/info/etapy-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam.html

Поэтапное развитие ребенка от рождения до года

Поэтапное развитие ребенка

Появление малыша в доме — это особое событие, которое часто выбивает из колеи даже опытных родителей. И если понимать, что этапы развития ребенка до года — это всего лишь ступеньки к его взрослению и становлению, а не очередные испытания для родителей, то это поможет преодолеть самые сложные моменты.

Начальный этап: что характерно для новорожденного ребенка?

Новорожденный малыш продолжает сохранять положение тела, в котором он привык находиться в утробе у мамы. Тело крохи слегка согнуто, голова наклоняется в сторону, а ручки и ножки большую часть времени согнуты в суставах.

Не нужно пытаться это исправить, искусственно выпрямляя кроху в кроватке.  Со временем его положение станет более естественным. Скорее наоборот, важно понимать, что здоровый малыш не должен лежать без движения идеально прямо.

Постоянное движение ногами и руками является его нормальным состоянием, причем в положении как на спине, так и на животе.

Для новорожденных до месяца характерно проявление врожденного рефлекса ходьбы. Если взять кроху на руки и удерживать в вертикальном положении, то его ноги будут шагать в воздухе.  Уже спустя месяц или полтора этот рефлекс исчезнет.

Только появившийся на свет ребенок уже воспринимает яркий свет, слышит звуки, умеет моргать, плачет при проявлениях страха или боли. Основные ощущения у него тактильные, поэтому так важно дарить ребенку на этом этапе тепло и ласку маминых рук, приучать к грудному вскармливанию.

Первый месяц жизни: минимум изменений

Спустя месяц малыш, продолжая сохранять слегка согнутое положение тела, начинает стремиться поднять голову, лежа на животе.

Пока это у него получается не очень хорошо: голова шатается и заваливается то на одну, то на другую сторону. В положении сидя голова малыша пока не может сохранять правильное положение из-за недостаточно окрепших мышц шеи.

Здоровый малыш уже к окончанию первого месяца жизни может держать головку в течение 10 секунд.

У малыша по-прежнему сохраняется хватательный рефлекс и автоматическая ходьба, появляется способность фиксации взгляда,  что легко проверить, удерживая перед ним яркую игрушку.

Тактильные ощущения у крохи дополняются зрительным контактом с окружающим его миром и в первую очередь — с мамой.

Когда месячный ребенок кричит, можно примерно определить причину крика, анализируя громкость и интонации.

Два месяца: переходный период

Самое очевидное, что происходит с крохой на этом этапе — это исчезновение рефлекса автоматической ходьбы и постепенное распрямление тела и конечностей. Голову младенец в этом возрасте может удерживать, хоть и не устойчиво, больше 10 секунд, в том числе и при подтягивании за ручки в сидячем положении.

Малыш начинает различать звуки. Он становится более внимательным и любознательным, старается вслушиваться и всматриваться во все, что его окружает.

Главным событием для всей семьи в этот период становится первая улыбка младенца. Так малыш проявляет свою любовь к близким людям.

К концу второго месяца кроха начинает «гулить», издавая своеобразные звуки – сначала тихие и неуверенные, а потом более смелые.

Развитие в 3 месяца: активное общение

В три месяца малыш уже может лежать на животе с поднятой головой около минуты. Тело его распрямляется окончательно, голова в вертикальном положении не запрокидывается.

Малыш уже может удерживать в ладошке погремушку и пытается попробовать ее на вкус.

Появляется способность следить глазами за движением объектов, происходит активный контакт с мамой и близкими — ребенок улыбается и «гулит».

Четыре месяца: осознание себя

Ребенок в этом возрасте уверенно держится на предплечьях в положении лежа на животе, осматривается кругом и способен упираться ладонями в поверхность опоры, раскачивая торс.

Кроха проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, пробуя на вкус все, до чего дотягивается.

Особенно забавным становится желание малыша исследовать собственные части тела: он осматривает ноги, руки и отчаянно пытается попробовать их на вкус.

В 4 месяца наблюдать за малышом становится особенно интересно, особенно в моменты его бурного веселья. Кроха в этом возрасте способен не только улыбаться, но и хохотать над, казалось бы, совершенно обычными вещами. «Гуление» в этом возрасте становится особенным из-за обогащения его новыми звуками.

Пять месяцев — важный этап в физическом и эмоциональном развитии

Ребенок в этом возрасте уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Конечности при этом активно сгибаются. У малыша хорошо получается опираться на ножки с удержанием веса тела, когда вы держите его под руки в вертикальном положении.

Кроха больше внимания обращает на окружающих его людей и предметы, учится различать интонации и мимику, выражает эмоции и реагирует на их проявление со стороны семьи. А вот «гулить» дети в этом возрасте начинают менее активно, за исключением некоторых малышей, продолжающих совершенствовать уже наработанные звуки.

Шесть месяцев: новые возможности и интересы

Окончание первого полугодия со дня своего рождения большая часть детей празднует освоением умения садиться без помощи взрослых.

Малыши в этом возрасте более активны физически, могут удерживаться в положении лежа на животе, упираясь одной рукой в поверхность кровати.

С игрушками в 6 месяцев у деток устанавливается свой контакт: они спокойно могут захватывать их в кулачок, перекладывать в разные руки и пробовать на вкус. Координация движений становится заметно лучше.

Здоровый малыш в 6 месяцев особенно внимателен, способен проследить происхождение звука. А вот в плане общения ребенок в этом возрасте становится более избирательным: теперь он улыбается только тем, кому доверяет и кого чаще всего видит перед собой, игнорируя и часто даже опасаясь незнакомых людей. В речи малышей можно различить отдельные слоги, напоминающие слова «мама» и «да».

В 7 месяцев — знакомство с миром с помощью рук

Семимесячный ребенок проявляет особый интерес к игрушкам, с удовольствием совершая с ними всевозможные манипуляции. Кроха играет не только с предметами, но и с собственными частями тела, захватывая ножки в положении лежа на спине. Малыш совершенствует способность переворачиваться на живот из положения на спине, таким образом подготавливая тело к новому этапу — ползанию.

Большая часть деток в этом возрасте пробует пить из чашки, и это у них отлично получается. Они активно лепечут, стараются произносить как можно больше звуков, наблюдая за губами взрослых. К концу этого периода малыши часто пробуют ползать.

8 месяцев: закрепление наработанного

Именно закреплению всего того, чему удалось научиться ранее, малыш посвящает первую половину 8-го месяца жизни. Кроха учится обращаться с игрушками, получая удовольствие от улучшившихся функций кисти, пробует вставать, садиться и менять положение тела. Малыши, которые освоили технику ползания, пользуются возможностью добраться до желаемой цели без помощи взрослых.

Восьмимесячный малыш уже способен различать знакомых и незнакомых людей, у него проявляется склонность к наблюдению за действиями взрослых. Многие детки в этом возрасте впервые открывают для себя свое отражение, пытаются наладить с ним контакт. В 8 месяцев малыш также уже спокойно может:

  • сосать сухарики и сушки;
  • пить из чашки, самостоятельно удерживая ее в руках;
  • исследовать помещение в пределах досягаемости.

9 месяцев: сокращение дистанций

Анализируя развитие малыша по месяцам, можно отметить, что именно этот период один из самых беспокойных для родителей. Малыш начинает активно ползать, доставая все, что находится в пределах его роста. Ребенок способен передвигаться не только на четвереньках, но и на ногах, удерживаясь руками за опору.

Особенно забавляет детей в этом возрасте процесс кидания предметов, за которым они  наблюдают часто с безудержным весельем. Ребенок в 9 месяцев уже может находить и показывать называемые предметы, откликается на имя, способен прислушиваться к тихим звукам.  Многие именно в этом возрасте радуют близких первым словом.

10 месяцев: проба на вкус ощущения контроля

В этом возрасте детки способны выбирать позу для времяпровождения самостоятельно за счет улучшения функций рук и ног. У малышей улучшается моторика пальцев, они способны поднимать мелкие крошки двумя пальцами.

Если еще месяц назад ребенок познавал процесс падения предметов, то в 10 месяцев он учится их не просто кидать, а при этом замахиваться, усиливая звук падения и получая от этого огромное удовольствие.

Многие малыши радуют близких «ладушками» и играми вроде «сороки-белобоки» на ладошках. Такие игры становятся прототипом первого диалога между крохой и взрослым.

11 месяц развития: первые шаги

За месяц до своего первого юбилея многие детки начинают пробовать ходить. Кто-то из них продолжает преодолевать расстояния ползком. Малыши в этом возрасте лучше управляются руками, активно пьют из чашки и могут есть неперетёртую пищу. Некоторые детки в этом возрасте начинают пробовать говорить, соотнося названия окружающими их предметами.

1 годик: ощущение полной самостоятельности

Большая часть деток к годику начинает ходить самостоятельно, иногда продолжая время от времени ползать по привычке или во время игры.

Малыши, которые не ходят к этому возрасту, не считаются отстающими в физическом развитии.

Они начнут ходить, но позже на несколько месяцев, и это не может являться поводом для волнения, если не были выявлены какие-либо нарушения. Для годовалого ребенка, гармонично развивающегося по месяцам, характерны:

  • слова, максимально похожие на речь человека;
  • интерес к старшим детям;
  • чувство юмора;
  • любознательность;
  • осторожность.

Малыши в этом возрасте четко осознают свою самостоятельность, пользуются вновь освоенными навыками и с большим интересом наблюдают за сверстниками и старшими детками, часто сохраняя до определенного момента дистанцию из чувства осторожности.

Интересные методики для развития малышей до года

Наблюдение за естественным процессом развития малыша по месяцам — занятие увлекательное.

Но, помимо пассивного наблюдения, можно попробовать помочь крохе быстрее адаптироваться к окружающему миру, используя проверенные авторские методики. Самые популярные из них:

  • Монтессори;
  • Никитиных;
  • Зайцева;
  • Глена Домана;
  • Сесиль Лупан.

Развитие малышей до года по этим методикам позволит облегчить им жизнь в дальнейшем, ускорить процесс освоения информации. В таблице ниже принципы и основы каждой из методик.

МетодикаПринципы
Глена ДоманаС помощью карточек, на которых изображены животные, цифры или буквы, деток знакомят с окружающим миром.
МонтессориОснована на индивидуальных способностях каждого малыша. Детей развивают коллективно, пробуя разные занятия, предлагая делиться опытом.
ЗайцеваПомогает запомнить буквы с помощью кубиков. Уже до года кроха способен будет запомнить некоторые из них.
НикитиныхПостроена на тандеме ребенка со взрослым, на плечи которого ложится задача разбудить интерес к чему-то, что позволит раскрыть способности малыша без давления.
Сесиль ЛупанПробуждение желания узнавать мир в соответствии с возрастом ребенка

В заключение отметим: вам будет намного проще и интереснее, если вы постараетесь научиться извлекать только приятное из каждого периода в жизни крохи до года, получая удовольствие от наблюдения и прямого участия в процессе познания им окружающего мира.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/poetapnoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.