Ребенок замкнутый в саду

Содержание

Что делать если ребенок стал замкнутым? Причины, последствия, способы решения детской замкнутости

Ребенок замкнутый в саду

Вырастить и воспитать ребенка, не столкнувшись с проблемами, не удавалось еще ни кому.

Одним из достаточно распространенных вопросов, с которым обращаются к психологам, это почему ребенок замкнутый, и что теперь делать?Ситуация очень серьезная, и решать ее нужно немедленно, но не нахрапом и принуждением, а грамотными действиями и искренней любовью к своему малышу.

Каждый человек индивидуален по своему внешнему виду, манере поведения, характеру и привычкам. Нормы социализации и общения имеют весьма широкий спектр, с учетом существования различных психотипов, определяющих личность человека, от выраженного экстраверта, до крайнего интроверта.

Но сегодня разговор пойдет не о психологическом темпераменте стеснительного и необщительного интроверта от рождения, а о кризисной ситуации, когда открытый и коммуникабельный ребенок стал замкнутым, тихим, не желающим общаться с окружающими.

Симптомы замкнутости

С первого дня появления на свет кроху окружают родные люди, мама, папа и другие родственники. Он знает, что всегда получит желаемое, стоит только подать знак. С возрастом круг желаний расширяется, и все чаще родителям приходится говорить малышу «нет».

Как он воспримет отказ, поймет ли причину или замкнется в себе, зависит только от родителей.
Внешний мир очень часто перед малышом выдвигает болезненные ситуации, понимая невозможность их решения, кроха пытается отдалиться от неприятностей.

Причиной замкнутости ребенка могут стать самые безобидные на взрослый взгляд ситуации. Но, обычно, малыш быстро прекращает «дуться», забывая о проблеме.

Замкнутость у ребенка, является реакцией защитной системы. Слабая, еще не сформировавшаяся психика находит спасение и необходимый источник энергии именно в замкнутости.

Отличить незначительную обиду от серьезной психологической травмы внимательным родителям не составит труда. Стать причиной тревоги для родителей должны такие симптомы как:

  • Неразговорчивость. Ребенок может целыми днями вообще ни чего не говорить, а если к нему обращаются отвечать шепотом.
  • Неуверенность. Малыш избегает высказывать свое мнение, изворачивается или отмалчивается.
  • Настороженность. Заметен явный страх перед всем новым и не знакомым.
  • На улице или в детском саду ребенок сторонится сверстников, и старается уединиться в укромном уголке. Конечно может быть то, что у него просто не сложились отношения в коллективе детского сада.
  • Не поддерживает беседу или прерывает ее, не отвечая на обращенный к нему вопрос.
  • Малыш стал очень осторожен в своих высказываниях, заметно, что он подбирает и обдумывает каждое слово.

Помимо поведенческих отклонений очень часто появляются психосоматические симптомы, например у замкнутых детей отмечается:

  • Поверхностное дыхание;
  • Частые приступы боли в эпигастральной области без видимых причин (область является частью живота в верхней, средней области сразу под ребрами);
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре.
  • Непреодолимое желание спрятать руку в карман, а при его отсутствии убрать за спину.

При этом важно не перепутать замкнутого ребенка и интроверта, для которого свойственна некоторая замкнутость, стеснительность и малообщительность. Разобраться в этом может только специалист.

Поэтому, если ребенок замкнут, не идет на контакт, а все больше отдаляется, немедленно посетите психолога.

Врач поможет разобраться в ситуации, выявить причину замкнутости, и дать рекомендации по отношению к замкнутому ребенку.

Причины отклонения

Психологи выделяют несколько наиболее распространенных причин таким переменам в поведении, это:

  • Обида на поведение родных. Слишком часто в ответ на попытку наивного ребенка откровенно рассказать о своем поступке, родители выплескивают обвинения, непонятные малышу, и строго наказывают, несоответственно проступку. Так же может стать причиной замкнутости невнимание и бездействие окружающих. Если малыш пришел поделиться своей бедой, а мама не в силах оторваться от сериала, небрежно бросает, что это ерунда, и не нужно морочить ей голову, то, скорее всего, такого удара незрелая психика вынести не сможет, а обида подтолкнет к тому, что ребенок замкнется в себе.
  • Завышенные требования к поведению. Не редко из самых лучших побуждений, родители стараются растить малыша в предельной строгости. Ребенку постоянно внушается, что он должен быть самым лучшим, иметь только отличные оценки и лучшие результаты в спорте. Малейшее снижение показателей родители превращают во вселенскую трагедию, вываливая на чадо самые немыслимые упреки в лени и бездарности.
  • Сложная ситуация, требующая приятия обязательного решения. С таким сталкиваются не только дети, но и взрослые. И, если вместо того, что бы разобраться в сложившихся обстоятельствах, и помочь малышу прийти к правильному решению, родители отталкивают его, заставляя самого принимать решение, то ребенок может просто замкнуться, чувствуя себя отсталым и неполноценным.
  • Продолжительная болезнь или потеря любимого животного, является трагедией для неокрепшего организма. Добавленное к этому равнодушие близких, может спровоцировать то, что ребенок замкнется, боясь натолкнуться на полное непонимание.

В подавляющем большинстве случаев членам семьи замкнутого малыша невозможно самостоятельно установить причину. Поэтому при появлении симптомов замкнутости у ребенка, настоятельно рекомендуется обратиться к психологу

Возможные решения, советы психолога

Ни в коем случае нельзя пытаться принудительно заставить ребенка пойти на контакт и изменить свое поведение. Это может еще больше усугубить ситуацию.

Родителям необходимо составить вместе с психологом правильную линию поведения, а во всех своих поступках и действиях проявлять максимальную сдержанность, искреннее внимание и любовь к малышу.
Конечно, решение должно приниматься в индивидуальном порядке.

Получить оптимальный совет психолога, избавляющий ребенка от замкнутости по интернету невозможно. Но, существуют отработанные и проверенные приемы, которым чаще всего советуют придерживаться психологи, это:

  • Родителям с первых дней жизни ребенка необходимо воспринимать его таким, какой он есть. Ни в коем случае нельзя пытаться реализовать свои несбывшиеся мечты через сына или дочь.
  • Общаясь с малышом, всегда слушайте его очень внимательно. Отвечая, старайтесь максимально понятно для него объяснить свою точку зрения, разложить по полочкам, почему так поступать нельзя, и как лучше поступить в конкретной ситуации.
  • Ни в коем случае не говорите ребенку, что его замкнутость является серьезной проблемой.
  • Всегда вовлекайте малыша в обсуждение всех семейных проблем, и почаще спрашивайте его мнение. Это поднимет самооценку и уверенность в своей значимости.
  • Поощряйте самореализацию малыша через творчество. Нельзя ограничивать пристрастие ребенка к рисованию, пению или танцам, если вам кажется, что он делает это неловко и неумело.
  • Похвала и наказание должны следовать незамедлительно за поступками. При этом важно, чтобы малыш понимал, за что его похвалили, и почему его наказали. А лучше всего воспитывайте без криков и наказаний.
  • Всегда будьте искренны с сыном и дочерью, дети очень чутко чувствуют фальшь, и это их ранит больше чем невнимание.

Последствия детской замкнутости

Внешне замкнутый ребенок может смотреться очень положительно. У не знакомых людей складывается впечатление, что ребенок просто хорошо воспитан и сдержан. Школьные учителя часто ставят в пример таких детей, так как обычно у них хорошие показатели в учебе.

По сложившимся стереотипам замкнутость детей разного пола воспринимается по-разному. Излишняя активность, необдуманные поступки, гиперподвижность считается приоритетом для мальчиков.

Поэтому если такой ребенок замыкается, причины обнаруживаются легче и быстрее. Замкнутую девочку большинство воспринимают как скромную, воспитанную и добродетельную натуру.

В итоге, поздняя диагностика приводит к серьезным проблемам в будущей жизни.

Из замкнутого ребенка вырастает нерешительный человек, не способный к принятию самостоятельных решений. В подавляющем большинстве такие люди страдают комплексом неполноценности, из-за чего остаются одинокими. А так же нерешенная своевременно проблема замкнутости ребенка в дальнейшем становится причиной психического расстройства, и может привести к суицидальным попыткам.

О некоторых ошибках родителей смотри в видео.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://vospitulya.ru/vospitanie/zamknutye-deti-prichiny-posledstviya-sposoby-resheniya-problemy.html

Замкнутый ребёнок, что делать?

Ребенок замкнутый в саду

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», – говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «папа» Маленького Принца. Если маленький человек общается неохотно и с трудом, не любит и не умеет дружить, ведет замкнутую жизнь, ему обязательно нужно помочь.

Ведь нежелание выстраивать связи и обзаводиться контактами может сильно осложнить жизнь ребенка в будущем – тогда, когда ему придется взаимодействовать с коллективом в школе, в институте, на работе. Кроме того, дети без навыков общения чаще общительных сверстников подвержены стрессам, ведь любая неожиданная ситуация выбивает их из колеи.

Давайте посмотрим, как родители могут выполнить важную задачу – помочь своему «тихоне» раскрыться и стать более дружелюбным и коммуникабельным.

Что такое детская замкнутость

Иногда родители путают замкнутость с застенчивостью. Немудрено, потому что и замкнутые, и застенчивые малыши на многое реагируют схожим образом: на незнакомцев, на перемены в привычном жизненном распорядке, на все новое, с чем сталкиваются.

Но есть и разница. Скромный, застенчивый ребенок к общению стремится. Да, оно может сложиться как-то не так, и он будет переживать, но он нуждается в компании. Все иначе с замкнутым малышом, который пытается отгородиться от остального мира.

Он просто не испытывает потребности в общении, потому что не понимает: а зачем оно, если и так неплохо? Поэтому и действия родителей должны быть разными.

Стеснительного малыша нужно учить общаться, а замкнутого – мотивировать и стимулировать, приучая к детскому коллективу.

Так как распознать, что ребенок нелюдим?

Речь. Малыш либо вообще не разговаривает, либо разговаривает мало и тихо.

Коммуникабельность. Новый коллектив для него – стресс. Неважно, вышли вы погулять на детскую площадку или отвели ребенка в детский сад, даже спустя долгое время ребенок будет с опаской относиться к этому месту, к детям, которые его окружают, и держаться в сторонке.

Личное мнение. У замкнутого ребенка оно, может, и есть, но о нем никто не знает: он либо отмалчивается, либо всегда согласен с остальными.

Друзья. Они в жизни замкнутого ребенка – очень редкое явление.

Хобби. Не удивляйтесь, если вместо щенка кроха попросит игуану.

Обучение. Ему сложно даются предметы, которые требуют навыков устного рассказа и взаимодействия с другими детьми. Физкультура, литература – таких предметов в школьном расписании довольно много.

Настроение. Смена настроения может быть резкая. И слезы у такого ребенка всегда на подходе.

Адаптация к школе. Она протекает тяжелее, чем у более общительных сверстников.

Здоровье. Очень часто симптомы указывают на какое-либо заболевание, но врачи по результатам обследований разводят руками и говорят, что болеет малыш на нервной почве. Психосоматические боли в животе, головные боли, затрудненное дыхание, скованность движений – признаки замкнутости.

Почему малыш замкнут?

Не нужно искать в замкнутости генетические корни: мол, «папа был такой же нелюдим» или «мама тоже всегда была стеснительной девочкой». Замкнутость – это приобретенная черта характера. И приобретается она в качестве защитного механизма перед лицом опасностей мира внешнего. Так малыш пытается оградить свой внутренний мир от вторжения извне.

Что это за опасности? Замкнутый ребенок, как правило, становится таким под воздействием внешних факторов. На его характер влияют особенности воспитания (слишком строгого, например), общая обстановка в семье, а также в детском саду или в школе, пережитые им конфликты.

Иногда причины замкнутости ищут в совсем раннем детстве.

Есть версия, что детки, которых после рождения на некоторое время разлучили с мамой и которые были лишены общения с ней в первые дни своей жизни, в более взрослом возрасте проявляют замкнутость чаще.

вырастают замкнутыми и стеснительными. Но более достоверен факт, что согласно данным психологов, замкнутость как черту характера малыш проявляет после 1 года.

Причиной замкнутости может быть болезнь, психологическая травма, особенности темперамента, особенности воспитания. О последнем нужно сказать отдельно. На поведении малыша может сказаться как чрезмерно строгое воспитание, так и необычайная «залюбленность», при которой ребенка не отпускают даже в детский сад.

Если при этом родители уделяют малышу недостаточно внимания, редко общаются с ним, почти никогда не спрашивают о том, как прошел его день и каковы его успехи – малыш замыкается в себе. Замкнутыми могут быть и дети, которые по каким-то причинам не посещали детский коллектив, например, часто болеющие малыши.

Как помочь малышу преодолеть замкнутость в себе?

Без консультации со специалистом в данном вопросе вам вряд ли удастся обойтись, поэтому имеет смысл наведаться к детскому психологу. Вот что советуют психологи делать родителям, если ваш ребенок замкнут.

Выходить с малышом в людные места. Чтобы привыкнуть к компании сверстников, надо уделять общению много времени. Парк, детский сад, игровая площадка – подойдет все, что угодно.

Главное – не подталкивать кроху настойчиво «пойти поиграть с другими детьми». Пусть понаблюдает, привыкнет, заинтересуется.

Если родители не будут давить на ребенка, он сам потихоньку начнет строить свои социальные связи.

Обнимать.Тактильный контакт очень важен для замкнутых детей дошкольного возраста. Чаще обнимайте малыша, держите его за руку – это успокоит его.

Провоцировать общение. Ненавязчиво, искусно: например, попросите передать деньги за билет кондуктору, или узнать, сколько стоят его любимые сладости. Если малыш отказывается, не надо настаивать, попробуете в другой раз.

Учить выражать эмоции и чувства словами. Если малыш сидит с отсутствующим видом, обязательно поинтересуйтесь, что случилось.

Читая сказку, обсудите, какие эмоции испытывает тот или иной персонаж, акцентируйте внимание на положительных эмоциях. Предложите угадать, что чувствует человек, сидящий напротив в вагоне метро.

Как можно чаще обсуждайте происходящее вокруг с погруженным в себя ребенком.

Выбирать правильные сказки. Важно, чтобы они были не описательными, чтобы в книгах для совместного чтения было много диалогов между персонажами.

Играть в командные игры. Использовать для участия можно любой подходящий повод, важно, чтобы ребенок потихоньку привыкал к взаимодействию в компании.

Бывать в гостях и приглашать к себе гостей. Малыш не только будет учиться общаться с другими людьми. Видя общительность родителей, он на их личном примере будет убеждаться, что общение – это интересно, полезно, весело!

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/rebenok-zamknut-chto-delat/

Все о детской замкнутости

Ребенок замкнутый в саду

Каждый ребенок адаптируется в социуме по-своему, самостоятельно определяя границы собственной открытости.

Одни дети легко общаются с людьми, которых видят впервые, другие нелегко находят общий язык даже со своими близкими. Однако каждый из малышей нуждается в общении.

О том, откуда берется детская замкнутость, что отличает ее от природной скромности и как родителям помочь малышу преодолеть внутренние барьеры, расскажет «Я — Родитель».

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением. О замкнутости говорят следующие признаки:

  • Ребенок неразговорчив, редко с интересом поддерживает беседу, общается вполголоса и ограничивается дежурным набором фраз (например, ответом «не знаю»);
  • Малыш тяжело переживает смену коллектива, напряжен в присутствии незнакомых детей и взрослых;
  • Ребенок никогда не отстаивает свое мнение (даже если у него отобрали любимую игрушку);
  • У него нет друзей;
  • Малыш боится всего нового;
  • Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;
  • Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Скромность

Скромные дети вполне нормально общаются с хорошо знакомыми людьми, охотно поддерживают беседу с близкими и выглядят «буками» только в незнакомой компании или при неожиданных обстоятельствах.

Интровертность

Интровертность — это особенность характера, которая выражается в том, что ребенок умеет и любит общаться, но все свои эмоции и мысли предпочитает держать при себе.

Замкнутый же малыш одновременно и не любит общаться, и страдает от одиночества. Ему хочется рассказать что-нибудь о себе, но он боится поделиться этим с кем-либо. Замкнутость — это не врожденное качество, оно приобретается детьми из-за определенно сложившихся обстоятельств. Отмечено, что чаще всего замкнутыми становятся дети с высоким уровнем интеллекта.

Причины детской замкнутости

  • Неправильное поведение родителей:
    • постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);
    • предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);
    • ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);
    • проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).
  • Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

  • Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Как победить детскую замкнутость?

  1. Никогда не называйте своего ребенка «замкнутым» вслух, поскольку он и так это чувствует и переживает из-за своего душевного состояния.

  2. Не вынуждайте ребенка отказываться от его увлечений, какими бы странными или бесполезными они вам не казались. Попытайтесь взглянуть на них детскими глазами.

  3. Помогайте малышу реализовывать себя в хобби. А еще лучше — будьте на шаг впереди. Например, ребенок заинтересовался географией — а вы тут же преподносите ему большой глобус.

  4. Если у ребенка что-то не получается, не критикуйте и не обвиняйте его, называя «неумехой» или «растяпой». Замкнутый ребенок и так слишком критично относится к самому себе. Лучше пробуйте приободрить его.

  5. Внимательно слушайте истории своего малыша и никогда не говорите, что вам некогда, задавайте вопросы, интересуйтесь его делами. Если мама с папой отказываются выслушать его, он воспринимает это на свой счет и в следующий раз уже не сделает попытки пообщаться.

  6. Доверяйте своему ребенку, всегда советуйтесь с ним, учитывайте его мнение. Замкнутым детям не хватает доверия со стороны окружающих, поэтому предложение обсудить что-то вместе даст ему веру, что с его мнением считаются и его уважают.

  7. Объясните малышу, что страхи есть у всех. Приведите в пример собственную историю или историю из жизни кого-то из знакомых. Когда ребенок поймет, что он не один такой на всем белом свете, ему будет легче бороться со своим страхом быть открытым.

  8. Почаще говорите со своим ребенком о его страхах и вместе ищите пути их преодоления. Если малышу не удается подружиться с ровесниками, помогите ему — объясните, как это лучше сделать, с чего начать разговор, почему важно интересоваться другим человеком.

  9. Хвалите и наказывайте ребенка всегда вовремя и только по заслугам. Замкнутый ребенок заслуживает точно такое же отношение, как и самый общительный малыш: не стоит его расхваливать без повода или отменять наказание, когда он совершил серьезный проступок.

Если вы хотите проникнуть в мир замкнутого ребенка и помочь ему наладить контакт с окружающими — в первую очередь распахните двери собственного сердца. Будьте открытыми со своим ребенком, и он обязательно откликнется!

Виктория Котлярова

Могу ли я относиться к ребенку плохо?

Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/vse-o-detskoy-zamknutosti/

Замкнутый ребенок. Что делать родителям? – Советница

Ребенок замкнутый в саду

В современном мире все чаще встает проблема замкнутости у подрастающего чада в раннем возрасте. Для любого родителя страшно потерять контакт со своим ребенком. Но иногда такое случается. Ребенок замыкается в себе, становится более стеснительным, ограждается от внешнего мира, не желает идти на контакт и ищет силы в своем одиночестве.

Это превращается в серьезную преграду в ходе их взросления, которая заключается в неумении противостоять различным жизненным трудностям и формирует комплекс неполноценности.

В подобной ситуации любящие родители должны придерживаться цели – вызвать у ребенка заинтересованность к окружающему его миру, но как им нужно действовать?

Феномен замкнутости

Он заключается в запуске некого защитного механизма в детской психике, который помог бы детям обезопасить себя от агрессивного влияния из внешней среды.

Отмечается, что этот феномен не зависит от генетики, а формируется постепенно в виде отдельного характерного качества.

Причинами его возникновения могут стать факторы, с которыми дитя сталкивается в детском саду, школе или семье. Это могут быть постоянные ссоры, разного рода конфликты и даже случаи издевательств или насилия.

Психологи утверждают, что это может быть связано с преждевременными родами и брать свое начало в возрасте от одного года.

На самом деле, практически каждый ребенок проходит через это. Но нужно обратить особое внимание на замкнутость ребенка если симптомы стали очевидны.

Причины возникновения феномена замкнутости ребенка

  1. Долгая болезнь. Чадо закрывается в себе из-за продолжительного пребывания дома, при этом не контактируя с другими.
  2. Страх перед стрессовой ситуацией – общением вообще и перед противоположным полом особенно.
  3. Затаенная обида.
  4. Обделенность вниманием со стороны родителей.

  5. Результат высокой родительской строгости и требовательности или их недовольства по поводу действий ребенка, излишнее давление взрослых.
  6. Тяжелая психологическая травма.

При подозрении на наличие у ребенка замкнутости любящим родителям следует обратиться к грамотному специалисту в области психологии, который сможет направить их и привести способы решения этого недуга.

Действия родителей для предупреждения замкнутости ребенка

Ни в коем случае нельзя применять моральной и физической силы!

Чтобы избежать последствий замкнутости, выражающихся в неспособности сделать выбор, проявить желания, решить проблемы, контактировать с внешним миром, в первую очередь, родителям нужно обратить внимание на своего ребенка, помочь ему:

  1. Расширение круга общения ребенка. Обязательное прививание ему активного взаимодействия со сверстниками с ранних лет. Этому могут послужить детский сад, творческие кружки или даже частое приглашение знакомых в гости с их детьми и наоборот.
  2. Прививание ребенку чувства безопасности. Находясь в малознакомых местах и при разговорах с чужими людьми стоит держать ребенка за руку с целью демонстрации своей поддержки.
  3. Организация условий для улучшения коммуникативных навыков у детей. Частое проведение разговорных игр, заинтересованность родителей во мнении детей по поводу некоторых семейных вопросов позволят ребенку раскрыться и преодолеть препятствия в общении и выражении своих чувств.

Советы психологов

  • Заметив, что ребенок закрылся в себе, не стоит открыто проявлять ему свое недовольство или осуждать, говорить ему, что он скучный, угрюмый и т.д;
  • Поддержание эмоциональной связи и проявление заботы – это ключи к доверию между детьми и родителями;
  • Нужно интересоваться чувствами ребенка и поощрять их, не зависимо от того горесть это или радость;
  • Замкнутый ребёнок должен ощущать свою нужность близким его людям;
  • Нельзя давить на ребенка, пытаться укоризненно его отвлечь («Лучше бы учебой занимался, а не страдал по пустякам!»);
  • Очень важно уважать предпочтения ребенка, его моральные ценности, отношение к жизни;
  • Стоит уделять большое количество времени совместному времяпровождению – рисование, лепка и поделки вместе с родителями;
  • Поняв, что ребенок погружается в себя и не проявляет интереса к окружающему миру, не надо навязывать ему новые увлечения или знакомства, если он этого не желает. Важно понимать, что таких детей нужно мотивировать, а не принуждать;
  • Необходимо помогать своему малышу преодолевать стрессовые ситуации и бороться с его переутомлением.

В случае, когда силами родителей с возникшей проблемой справиться не удалось, можно обратиться к психологу. Специалист поможет найти причины и избавить ребенка от замкнутости – главное не затягивайте с решением проблемы.

Что делать, если ребёнок необщительный? Страх за детей || Ольга Юрковская

Источник: https://covetnica.com/zamknutyj-rebenok.html

Замкнутый ребенок: как пробить оборону и стать ему другом

Ребенок замкнутый в саду

Мне не раз приходилось работать аниматором на детских мероприятиях и среди толпы малышей почти всегда находился один особенный ребенок.

«Эти детские игры не для меня, давно же понятно, что елка сама не загорится» — сказал мне однажды пятилетний Игорь, отвечая на мои просьбы присоединиться к хороводу.

Его ничем не обидели, он не ссорился с маленькими друзьями, в чем же причина такого поведения? Причина проста: он – замкнутый ребенок, которому гораздо комфортнее в своем «панцире». Как же выманить его оттуда и стоит ли это делать?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Каждый малыш по-своему адаптируется в обществе, он самостоятельно определяет границы своей открытости, ставит свой невидимый «заборчик», дальше которого пройдут только близкие люди.

Детей можно сравнить с книгами, одни сразу открываются перед вами, словно от дуновения легкого ветерка, другие слегка приоткрыты. Реже встречаются и такие, которые закрыты на маленький замочек, ключ от которого не так-то просто заполучить.

Но сделать это нужно! Все книги написаны для того, чтобы их кто-то прочитал, и каждый малыш, даже самый замкнутый, нуждается в общении. Как же помочь такому ребенку?

Для начала стоит определить – замкнут ли ваш малыш. Темперамент у детей разный и часто замкнутость ребенка родители принимают за усидчивый характер, спокойный нрав или осторожное отношение к обществу.

Но закрытость – это не скромность, этого своего рода защитный «панцирь» малыша, внутри которого так тепло и спокойно. Как же его рассмотреть?

Ваш ребенок замкнут, если:

  • Он очень мало говорит. Иногда такие дети ограничиваются дежурным набором слов или общаются вполголоса.
  • Тяжело переживает смену коллектива, даже на детской площадке ведет себя отстранено, пока не увидит знакомое лицо.
  • Такие малыши не станут громко отстаивать свое мнение, даже если у них отняли любимую игрушку.
  • Не имеют друзей и боятся всего нового.
  • Очередная ваша история остается без внимания, замкнутый ребенок редко с интересом поддерживает беседу.
  • На вопросы отвечает односложно, а если вы пытаетесь выяснить его мнение – отвечает: «Я не знаю».
  • Закрытый ребенок компенсирует недостаток общения необычным увлечением, не удивляйтесь, если он попросит купить ему змею, хамелеона или другого экзотического питомца.
  • Даже жесты у такого ребенка отличаются, они просто отсутствуют! Он держит руки за спиной, скрещивает на груди, а еще чаще прячет в карманах.

Узнали своего малыша в этом описании? Значит, пора подумать, как разрушить невидимую «коробочку», в которой он закрылся от окружающего мира.

А сделать это обязательно нужно, ему там скучно и одиноко, хотя он и пытается это скрыть.

Нельзя путать замкнутость малыша и интровертность. Интроверт – это особенность характера, ребенок любит и умеет общаться, но не хочет делиться переживаниями.

Замкнутый ребенок – тяготится общением, но в то же время страдает от одиночества, он ХОЧЕТ рассказать всему миру о том, что научился играть на пианино новую пьесу, хорошо пробежал эстафету или прочитал интересную книгу.

Он хочет поделиться, но БОИТСЯ, и это не просто скромность, это настоящий страх.

Почему ребенок «закрылся»?

Как утверждают психологи, чем раньше диагностирована истинная замкнутость малыша, тем легче «пробить броню». Замкнутость – не врожденная особенность, ребенок просто так не отгородится от всего мира неприступной стеной, этому всегда есть причина.

Чаще всего он «закрывается» тогда, когда очень обижен: на маму, на брата, на одноклассников. Например, его стих собственного сочинения был высмеян школьными друзьями, а он вложил в него всю душу и ждал совсем другой реакции.

А может быть, вы слишком строго наказали его за двойку, и он единственный из класса не пошел в поход?

Удивительно, но нередко закрываются «за семью замками» слишком правильные дети, от которых родители требуют быть первыми во всем.

Отличник, лучший спортсмен в школе, первый помощник дома! Любая неудача сильно бьёт по его самооценке, он погружается в раздумья и все плотнее закрывает дверь к своим эмоциям.

Причины замкнутости могут крыться в семье: родители часто ссорятся или один из них болеет. Даже прозаичные для взрослых вещи могут стать для ребенка настоящей трагедией.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

“Когда Мите было шесть лет, он принес дворового кота с перебитой лапой, у меня не хватило смелости выгнать его. Прожил кот у нас почти пять лет, но все эти годы много болел.

Я постоянно готовила сына к тому, что кот старый и слабый, но когда Васька умер, сын впал в настоящую депрессию.

Прошел уже год как кота нет, но сын так и не стал прежним, замкнулся в себе, с друзьями не общается, секцию забросил” — рассказывает мама подростка Виктория, даже не догадываясь, что вовсе не потеря кота выбила ребенка из равновесия.

Он «закрылся» от равнодушия собственных родителей, которые так и не смогли понять детских переживаний. «Подумаешь, кот, нового принесем!» – говорил папа. А ведь Митя все пять лет старался выходить кота, вместе с мамой ходил к ветеринару, держал кота, когда ему делали уколы, и целые ночи ухаживал за животным.

Даже самый общительный и эмоционально открытый ребенок может вдруг замкнуться в себе, но этого не произойдет, если рядом будут чуткие, искренне сопереживающие родители, которых всегда интересует мнение малыша. А если вы упустили момент, и ребенок уже спрятался «в футляр»? Пора исправлять ошибки!

Как помочь замкнутому и стеснительному ребенку?

Ребенок замкнутый в саду

Замкнутые дети – не продукт 21 века. Чрезмерное увлечение родителей и подростков гаджетами влияет на некоторые области семейной жизни, но действительно серьезных проблем не вызывает. Распознав у малыша признаки замкнутости, следует не винить современные технологии, а разобраться в собственном поведении.

Как распознать замкнутого ребенка

Существует 3 типа поведения, которые часто путают. Похожим образом ведут себя интроверты, стеснительные и замкнутые дети. Важно понимать, что каждый тип требует особой реакции, и не всегда попытки изменить его будут безопасны для ребенка.

  • Интроверты. Это не отклонение, а темперамент. Интроверт не нуждается в открытом диалоге с обществом, он черпает энергию из внутренних ресурсов, и делает это в тишине или даже в одиночестве. Общение с ровесниками не в тягость такому ребенку, он способен заявить о своих потребностях, проблемах и задать интересующие вопросы. Устав от чужих и эмоций, интроверт ищет уединения, чтобы вернуться в комфортные для него условия. Такой ребенок не нуждается в помощи психологов, так как нормальному развитию интроверсия не препятствует.
  • Стеснительные дети. Младенцы не умеют стесняться. Этот навык приходит со временем, когда ребенок понимает, что чрезмерное внимание со стороны не всегда несет только позитивные эмоции. Стеснительность менее безобидна, чем интроверсия. Однако, бороться с ней просто – объясняя ребенку его право на голос и самовыражение. Стеснительность можно перерасти, перебороть, можно изменить окружение на более доброжелательное. Ребенок, который боится озвучить свои потребности перед публикой, теряет возможность получать необходимые блага. Чтобы избежать или предотвратить такой сценарий, родителям следует уделить внимание вопросу развития самостоятельности у ребенка.
  • Замкнутые дети. Этих детей легко спутать со стеснительными или необщительными. Но есть одно важное отличие – страх. Замкнутый в себе человек боится вступать в коммуникацию с окружающим миром, так как наверняка имеет негативный опыт. Такой ребенок имеет тесный круг общения, состоящий иногда из одного близкого друга. И даже в такой компании никогда не проявляет себя лидером, не выступает инициатором игр, молчит, если его что-то не устраивает. Быть удобным и незаметным – главная задача ребенка. С такой позицией родители должны бороться при первых проявлениях проблемы. Обратиться за помощью к психологу нужно как можно раньше.

Причины замкнутости детей

В здоровой атмосфере взаимоуважения и любви растут уверенные в себе, общительные дети. Если ребенок замыкается в себе, это говорит о проблемах внутри семьи или в ближайшем окружении. Часто родители практикуют традиционные методы воспитания, не подозревая об их опасности для здорового развития личности. Причины замкнутого поведения детей могут быть разными:

  • Боязнь новых задач, когда сказать «я не умею» безопасней, чем не справиться;
  • Негативный опыт общения с ровесниками, когда ребенок становился объектом насмешек, розыгрышей или физического насилия;
  • Негативный опыт в самовыражении – ребенок мог делиться эмоциями или проблемами с другим человеком и каждый раз слышать в ответ грубости или откровенно равнодушные отзывы;
  • Попытки взрослых втянуть ребенка в действия, неприятные ему;
  • Неспособность делать самостоятельный выбор часто развивается у детей слишком строгих, властных родителей;
  • Большой багаж негативных воспоминаний, обиды, связанных с одним или несколькими людьми;
  • Постоянное напряжение, состояние тревоги из-за ощущения, что сам ребенок или его близкие в опасности;
  • Свалившийся на ребенка багаж обязанностей, с которым он не в силах справиться;
  • Страх быть наказанным приводит к замкнутости, когда наказания отличаются жестокостью;
  • Ребенок, ставший жертвой сексуального насилия или рискующий ей стать, нуждается в регулярном посещении врачей;
  • Общая слабость, болезненность;
  • Длительное перенесение тяжелого заболевания;
  • Завышенные требования от родителей, которым не нравятся любые отклонения от образа идеального ребенка;
  • Недостаток внимания и любви членов семьи.

Замкнутые дети испытывают трудности, о которых не могут сказать. Со временем проблем становится больше, и уже во взрослой жизни человек столкнется с серьезными трудностями.

Как бороться с замкнутостью ребенка

Действовать нужно незамедлительно. Если родители видят изменение реакций ребенка, или его поведение с первых лет вызывает тревогу, не стоит ждать дальнейшего развития событий. Действия, которые точно не навредят психике малыша, но могут предотвратить трагедию:

Наладить тактильный контакт

Ребенок должен быть уверен, что близкие люди помнят о нем, даже когда они рядом. Часто родителям достаточно наблюдать малыша боковым зрением, чтобы знать, что с ним все в порядке.

Однако, этого недостаточно, чтобы и ребенок чувствовал себя нужным и любимым. Его нужно обнимать, держать за руку, трогать так часто, как это возможно. Избаловать тактильным вниманием невозможно.

А привить уверенность в себе, чувство безопасности и нужности любимым людям очень просто.

Говорить о важном

У детей свои мысли и желания. Им важно то, чего родители порой не замечают. Замкнутые дети не умеют говорить о своих тревогах, поэтому их нужно направлять.

Чтобы малыш почувствовал себя комфортно, нужно установить зрительный контакт на удобном ему уровне. Можно присесть, посадить его к себе на колени, взять на руки, или лечь на одной кровати.

Чтобы ребенку было проще говорить, нужно задавать конкретные вопросы, от общих он теряется и закрывается в себе.

Общие вопросыПравильные вопросы
Как дела в саду?Ты рад, что был сегодня в саду? Ты плакал? С кем ты играл? А во что? Хочешь завтра поиграть во что-то другое? Какая игра тебе нравится?
Что ты делал сегодня?Что ты ел на обед? Было вкусно? А что ты хотел бы съесть вместо этого? Наверное, ты рисовал или лепил. Что ты больше любишь?
Тебя что-то беспокоит?У тебя болит живот? А голова? Ты сегодня падал? Как это произошло? Хочешь поиграть в доктора?
Почему ты не сделал уроки?С какой задачей ты не можешь справиться? Тебе объясняли, как это делается? Хочешь поискать другие способы решения?
Чем хочешь заняться?Ты любишь рисовать? Хотел бы порисовать мелом на асфальте? Может, погуляем в парке? Хочешь поехать на велосипеде или самокате?
Тебя кто-то обижает?Я вчера обошлась с тобой грубо, прости меня. Хочешь, чтобы кто-то еще извинился? Он тебя толкнул или обозвал?

Проигрывать сценарии ситуаций, в которых ребенок сможет уверенно выразить свое мнение

Ребенок учится в игре. Даже с подростками можно моделировать ситуации, играя в театр. Малышам будет интересно возиться с куклами или примерять на себя роль другого человека. В такой игре родители предлагают сыграть роль мамы, папы или воспитателя. Последствия могут оказаться неожиданными для всех игроков.

Играя в супергероя, ребенок имитирует поведение сильного и уверенного в себе персонажа. Такой опыт будет полезен для дальнейшего общения с ровесниками. Поиграв несколько раз дома, можно предложить малышу побыть супергероем на площадке или в торговом центре. Этот метод позволит ребенку адаптироваться к общественным местам в роли полноценного участника коммуникации.

Читать сказки

В детских книжках разыграны сценарии, интересные малышам. Чем больше общаются герои в сказках, тем важнее роль живого общения в системе ценностей ребенка.

Учитывать мнение ребенка

В традиционной системе воспитания ребенок воспринимается как сырье, из которого нужно изготовить человека, вкладывая полезное и отсекая ненужное.

Воспринимать его как полноправного участника семейной жизни почему-то не принято. Однако, формировать самостоятельность и уверенность в себе с таким подходом крайне сложно.

Ребенок имеет право на собственное мнение. Задачи, которые может решать даже двухлетний член семьи:

  • Какого цвета свитер надеть;
  • Что попить после обеда: чай или компот;
  • Какую раскраску купить;
  • На какой площадке погулять;
  • Какую футболку надеть папе;
  • Какие цветы подарить маме.

Множество подобных вопросов можно задавать ребенку, чтобы научить его выбирать. Важное правило – всегда прислушиваться к его мнению. Видя, что его мнение значимо, и он действительно может влиять на ход событий, ребенок обретает веру в себя.

Как Ребёнку Строить Отношения со Сверстниками | Межличностные Отношения Детей | Советы Родителям

Источник: https://motivacii-net.ru/kak-pomoch-zamknutomu-i-stesnitelnomu-rebenku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.