Возможности общения с ребенком до года

Содержание

Как общаются младенцы?

Возможности общения с ребенком до года

Могут ли новорождённые общаться с нами? Как ранее утверждали учёные, общение младенцев с окружающим миром начинается в возрасте полутора лет. Однако, последние исследования показывают, что общение новорождённых происходит гораздо раньше: только появившись на свет, дети начинают усваивать поступающую информацию, хотя мозг ещё недостаточно развит.

В статье «Развитие ребёнка в утробе матери» я отмечала, что слуховая система малыша хорошо сформирована уже к 9 месяцу беременности матери, т.е. ещё в утробе он слышит большое количество звуков: воспринимает голос мамы и интонационный рисунок родного языка.

Родившись, ребёнок не может общаться с нами в обычном представлении, т.к. не способен пока управлять речевым аппаратом, чтобы с нами заговорить.

Однако, общение происходит с помощью разнообразных способов задолго до того, как появится умение произносить первые слова.

Как новорождённые общаются с нами?

С момента рождения малыш обучается понимать слова и вступать в диалог с родителями при помощи плача, улыбки и смеха, указывания и зрительного контакта.

Улыбка и смех

У ребёнка еще в утробе матери появляется некое подобие улыбки, когда начинает формироваться нервная система. А в возрасте 1-2 недель, обычно во сне, малыш улыбается, и родители считают, что ему снятся красивые сны. Это не так.

Такая улыбка является рефлекторной реакцией мышц на звуковой сигнал. К концу 4 недели он будет улыбаться уже по своей воле, как реакция на знакомый голос или прикосновение, но не как ответ на улыбку взрослого.

Только в 4-5 месяцев он ответит на вашу улыбку своей.

Смех и улыбка выполняют важную социальную роль: способствуют общению малыша с окружающим миром. Если родитель, например, поглаживает или легонько щекочет ребёнка и это действие ему нравится, он засмеётся, и вы захотите повторить эти действия вновь.

Путём подобных повторений ребёнок приобретает навыки общения и начинает понимать, что с помощью своего смеха может добиться того, что хочет. А если вы покажете малышу что-то непонятное, например, незнакомый ему предмет, улыбки в ответ на это действие не последует.

Следовательно, с помощью улыбки и смеха, он отделяет известные ему развлечения от неизвестных. Таким образом он приспосабливает свою программу взаимоотношений с окружающими к своим возможностям.

Указывание

Этим приёмом малыши пользуются часто, если видят предмет. Если предмета нет, то и указывания не будет. Это ещё одна возможность поделиться со взрослыми информацией.

Он как бы «говорит» родителям, какой предмет ему нужен, и эта манипуляция имеет чётко обозначенную цель: «дай то, что хочу». Требование выполнения его желания сопровождается эмоциями: дали то, что просил – улыбка, дали не то – плач.

Так что не вы, уважаемые родители, являетесь лидером общения, а ваш малыш.

Плач

Самый эффективный способ общения со взрослыми. Маленькие «хитрецы» всегда добиваются им желаемого. На плач сбегаются все от мала до велика.

И вот тут начинают выдвигаться требования: надоело одиночество – возьмите на руки; испытываю дискомфорт – смените подгузник; заболел животик – примите меры, проголодался – накормите и т.д. Имейте в виду, что у каждого ребёнка свой уникальный плач, как отпечатки пальцев.

У плача свой индивидуальный ритм, тембр, интенсивность и интонация.
Учёные проводили эксперимент с аудиозаписью плача малыша и отметили, что он может варьироваться в диапазоне пяти октав (удивительно?!).

Плач новорождённого вызывает у родителей тревогу и огорчение. Но не только это. Он может вызвать и определённые физиологические реакции у матери: поднимется давление и усилится сердцебиение.

То есть плач несёт определённую смысловую нагрузку и заставляет больше тревожиться (если это слёзы от голода или боли, нежели от скуки), потому что более ритмичен и обычно сопровождается брыканьем.

Постепенно родители, особенно мама, начинают распознавать характер слёз и весь репертуар требований своего маленького чада.

Плачем ребёнок привлекает ваше внимание и посредством этого приёма общается с вами. Сразу скажу, какими бы знатоками слёзного репертуара вы не были, реагировать надо сразу, дабы выяснить причину, ведь у ребёнка нет других способов сообщить вам о своих нуждах или о своём физическом и эмоциональном состоянии. Ваше внимание даст уверенность и спокойствие: он под защитой.

Зрительный контакт

Как вы уже успели заметить, младенцы начинают общаться с окружающим миром задолго до того, как начинают понимать и произносить слова. Когда вы подходите к ребёнку, между вами устанавливается зрительный контакт, после ваших слов возникает диалог.

На словесные фразы малыш реагирует по-своему: улыбается, дрыгает ножками, гукает, корчит рожицы – это и есть диалог. Он воспринимает интонацию и ритм вашей речи, а также взгляд и жесты.

Со временем он привыкнет к звучанию наиболее часто произносимых слов, и, скорее всего, в будущем начнёт их произносить в первую очередь.

С 4 недель он уже будет имитировать гуканьем речь взрослого. Кроме того, во время зрительного контакта младенцы следят за синхронностью возникновения звуков и движением губ взрослого.

Когда вы начинаете общение с малышом, учтите, что важно соблюдать очередность: вы говорите, потом ждите гуканья в ответ, только потом начинаете продолжать реплику, опять ждёте обратной реакции и т.д. Если вы нарушите очерёдность в диалоге, малыш собьётся и не поймёт, чего от него ждут взрослые.

Видите, сколько тонкостей вы должны учитывать. «Доречевые» диалоги между родителями и младенцем очень важны для его речевого развития в будущем.

В заключение

Так новорождённые общаются без слов с окружающим миром. Гуканье, смех, улыбки, плач, дрыганье, указывание – это всё средства общения с вами малыша, посредством их он пробует выражать свои чувства, желания и привлекать ваше внимание.

Больше общайтесь, именно «родительский напевный язык» способствует лучшему пониманию звуков, слов и фраз взрослых.

Конечно, новорождённые требуют особой заботы и особого внимания, но это самая важная родительская работа, которая в будущем обернётся той же заботой и вниманием к вам со стороны взрослых детей.

Источник: https://sherbakova.com/kak-obshchayutsya-mladency/

Способы общения с малышом до года и пути его развития – полезные советы и лайфхаки

Возможности общения с ребенком до года

Новорожденный — это маленькое существо, которое спит большую часть дня (около 20 часов). Трудно застать его за любым другим видом деятельности, помимо еды, сна и экскрементов. Возможно ли вообще начать поддерживать его развитие сейчас?

Конечно да. Чувства ребенка, даже если они еще не достигли 100% своего потенциала, жаждут новых испытаний. Правильно стимулируя малыша, родители поддерживают его эмоциональное, интеллектуальное и психологическое развитие.

Поговорите со своим ребенком в спокойной дружеской обстановке. Малыш помнит голос его матери (а также отца, если он разговаривал с «животом» во время беременности) еще из жизни в качестве плода. Звуки этой уникальной мелодии успокаивают его.

Многим людям трудно говорить с младенцем, потому что в таком случае они напрасно ожидают какого-нибудь словесного ответа со стороны ребенка. Тем не менее новорожденный успокаивается в ответ на звук родительского голоса. Тогда ребенок чувствует себя в безопасности, обретает облегчение.

Что сказать ребенку? На самом деле, о чем угодно. Самый простой способ — описать, что родители делают в данный момент, например: «Мама сейчас поменяет твой подгузник, малыш.

Какие милые ножки! У кого такие красивые ножки? И какие у тебя красивые глазки!», «Папа сейчас возьмет тебя на ручки. Смотри, вот здесь вода, а также немного специальной жидкости для купания, чтобы ты могла прекрасно пахнуть, моя принцесса. И хоп, медленно погружаемся в ванную! Тебе нравится плескаться, солнышко?»

Такие разговоры являются самыми легкими, потому что тема никогда не будет исчерпана: обычно родители что-то делаем с ребенком или, по крайней мере, что-то всегда происходит вокруг.

Что касается содержания общения, то здесь речь идет о полной свободе. Говорить с ребенком нужно так, как наиболее комфортно родителю. В качестве разговоров могут использоваться даже краткие обзоры последнего эпизода сериала или отчет о последней игре любимой футбольной команды.

Новорожденный еще не знает смысла сказанных взрослыми слов, поэтому суть разговора с ним — тон голоса. Он должен быть теплым, успокаивающим, а темп речи мелодичным и умеренным. Если родители соблюдают эти два условия, можно даже излить душу ребенку и поделиться личными переживаниями, но нельзя слишком привыкать к этому.

Родитель в поле зрения!

Наклонитесь к ребенку ближе, чтобы он мог лучше рассмотреть лицо мамы или папы. Новорожденные четче всего видят с расстояния около 20 см. Также постарайтесь гримасничать и делать разные лица ребенку (только не ужасные или опасные), например:

  • поднимите обе брови, затем поочередно поднимайте то одну, то другую для разнообразия;
  • откройте глаза шире и затем закройте их, крепко сжав веки;
  • сморщьте нос;
  • покажите язык и оближите губы;
  • откройте и закройте рот;
  • улыбнитесь сначала одним, а потом вторым уголком рта;
  • надуйте щеки и постепенно верните их в изначальное положение;
  • сделайте губы «уточкой», а через некоторое время вовсе спрячьте их во рту.

Эти банальные простые мимические движения привлекут внимание малыша к лицу мамы или папы и помогут стимулировать его зрение. При этом нельзя забывать постоянно с ним разговаривать, например: «Вот как выглядит папочка.

Вот мои глаза. Видишь, как они поднимают мои брови? Хоп, хоп, вправо, влево. У тебя тоже есть такие брови, и ты сможете сделать так однажды. Теперь папа с удивлением открывает глаза. А, когда я ложусь спать, я их закрываю. И ты тоже закрываешь глаза, когда спишь, маленький.»

Хотя новорожденный мало что поймет в этот момент, полезно выработать привычку рассказывать ему о повседневных событиях, потому что со временем ребенок будет все больше и больше понимать.

Трудно точно определить, когда и в какой степени малыш начинает разбирать и осмысливать речь других, поэтому лучше стараться время от времени говорить ему что-то, что имеет образовательную ценность.

Не стесняйтесь петь песни своему ребенку. Это могут быть колыбельные для детей, а также любимая музыка родителей.

Помните, что это не конкурс талантов, и после того, как родители самостоятельно исполнят песню, ребенок всегда будет в восторге.

Для малыша самое главное, что он слышит свой любимый голос, который, кроме того, поет ему приятные мелодии. Не каждый может петь, но не нужно проявлять застенчивость перед малышом, регулярно давая ему сольные концерты.

Новорожденный в стране музыки

Помимо собственного пения, можно стимулировать слух новорожденного, позволяя ему также слушать профессиональную музыку.

Большинство детей предпочитают спокойные и ритмичные мелодии. Тем не менее есть малыши, которые чувствуют себя лучше всего в окружении рока или диско-ритмов — это во многом зависит от музыки, которую ребенок слышал в качестве плода, и, следовательно, от музыкальных предпочтений его родителей.

Независимо от музыкального жанра, который нравится малышу, важно помнить, что музыка должна включаться довольно тихо.

То, что ребенок услышал в животе своей мамы, было сильно подавлено слоями кожи и околоплодными водами. Слух новорожденного все еще очень чувствителен, и родителям лучше не причинять ему вреда посредством музыки, даже если она очень хороша.

Мир игрушек и новорожденный

Малыш пока не может достать до предметов, не говоря уже о том, чтобы использовать их по назначению. Имеет ли значение посещение магазина игрушек? Да, ребенку, достигшего возраста около 2–3 недель, можно подарить первые игрушки, которые стимулируют зрение.

В связи с тем, что новорожденный еще не различает все цвета и лучше всего видит выразительные цвета, особенно черный и белый, на рынке появились книги и карточки с картинками, адаптированные под самых маленьких покупателей. Их цена не слишком высока, поэтому стоит купить одно из этих предложений и проверить, как на это реагирует ребенок.

Детский мобиль будет хорошим выбором. Его можно повесить над кроваткой малыша. При покупке обращайте внимание на тот факт, что зверята, которые будут вращаться над головой ребенка, должны иметь относительно большие размеры и выделяющиеся, контрастные цвета (либо быть черно-белыми).

Такие предметы будут более эффективными в привлечении внимания новорожденного. Их не должно быть слишком много — желательно три-четыре штуки. Стоит выбрать мобиль, которая вращается медленно или позволяет контролировать скорости (для начала установите темп на минимально возможный уровень).

Благодаря этому малыш получит возможность больше сосредоточиться на каждой игрушке. Из соображений безопасности эта игрушка, зверюшки на которой сделаны из мягкого плюша, будет лучше, чем аналог, полностью выполненный из пластика.

Многие молодые родители задаются вопросом, смогут ли они сильно навредить своему ребенка, слишком часто обнимая его.

Однако теория о том, что чрезмерная чувствительность формирует у ребенка избалованность из-за такого способа выражения любви и в будущем он будет цепляться за родителей, как клещ, не реальна. Маленький ребенок жаждет наибольшей близости своих мамы и папы. Эта потребность так же важна, как и физиологические (необходимость есть, спать).

Даже в мире животных важна близость матери и ребенка. Никто не удивлен, увидев ее в действиях кошки и котят. Так почему это считается чем-то ненормальным для людей?

Не верьте никому, кто говорит, что, будучи слишком близко к младенцу, родители сделают его непослушным или капризным. Правда прямо противоположна: лишенные любви дети, как правило, имеют более высокий уровень тревоги — они не чувствуют себя в достаточной безопасности.

Кроме того, эти «нелюбимые» малыши, становясь старше, часто придерживаются своих родителей и не отходят от них (вместо родителей могут быть другие близкие люди: бабушка, тетя, ребенок из детского сада, няня), желая восполнить недостаток близости.

Ребенок нуждается в прикосновениях и тепле родителей. Кенгуру-переноска, которая поддерживает малыша и располагает его близко к матери, не только успокаивает новорожденного, давая ему чувство безопасности, но также оказывает положительное влияние на его здоровье.

Учитывая благотворное влияние физического контакта на малышей, старайтесь быть с ними как можно больше каждый день. Хорошая идея — приобрести слинг. Благодаря этому приспособлению малыша можно завернуть в ткань и крепко привязать к маме или папе.

Большим плюсом слинга является то, что, когда родители носят ребенка с собой, их руки остаются свободными. Это обеспечивает непрерывный контакт с малышом даже при выполнении части повседневных обязанностей.

Каждый знает, каким приятным и расслабляющим может быть массаж. Вот почему необходимо пользоваться шансом подарить такой замечательный опыт малышу. Можно самостоятельно массажировать новорожденного, но нужно только, как это правильно делать.

Есть много курсов, которые предлагают обучение массажу детей, а также масса видео по этой теме, размещенные в Интернете. Новорожденный непременно разорвется от радости, когда ему предложат такую приятную и расслабляющую форму физического контакта.

Во время объятий не забудьте поговорить с ребенком. Усаживая его в кенгуру, расскажите малышу о своей любви к нему. Во время массажа можно сообщать о следующих движениях родителя («А теперь помассируем ручки.

Сначала я поглажу их, а теперь буду растирать.»). Таким образом родители не только будут лучше общаться с ребенком, но и, повторяя вслух инструкции по массажу, смогут запомнить последовательность движений.

Приведенные выше примеры стимулируют новорожденного, поддерживают его развитие и помогают родителям укрепить эмоциональную связь с ним. Не забывайте, что в общении с ребенком самое главное — это любовь. Даже самые маленькие дети похожи на радары на чувства родителей. Мастерство мамы и папы обеспечит ребенку облегчение и чувство безопасности.

Источник: https://nyamkin.ru/advice/sposoby-obshcheniya-s-malyshom-do-goda-i-puti-ego-razvitiya

Как общаться с новорождённым ребенком, о чем говорить с детьми 1–2 и 3 лет

Возможности общения с ребенком до года

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу — имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я».

Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»).

Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет.

А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова — начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?».

Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность.

Задача родителей — удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!».

Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом.

Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Читать по теме:

Как общаться с маленькими детьми

Источник: https://mchildren.ru/o-chyom-govorit-s-malenkimi-detmi/

Как разговаривать с грудничком правильно – основные принципы и советы общения с малышами

Возможности общения с ребенком до года

06.04.2014

Новорожденный ребенок – это уже полноценный член общества. Зачастую общение матери начинается с малышом еще в утробе. Но сейчас, когда маленький ребенок становится единицей социума, у родственников, да и у самой мамы встает вопрос, как разговаривать с грудничком, чтобы он понимал и учился новому, чтобы происходило полноценное развитие речи.

Маленькому человечку очень важны не только прикосновения  и мамино внимание, а еще и речь, обращенная к нему.

Не все родители знают, что из себя представляют основные принципы общения с ребенком, и о том, что можно нанести огромнейший вред речевому “здоровью” ребенка. Вместо стимуляции, они затормаживают речь ребенка.

Как правильно разговаривать с грудничком, чтобы избежать неприятных казусов, мы расскажем в этом посте.

Эффективное общение или как разговаривать с грудничком правильно

Малыш еще в мамином животе учится различать звуки: мамин смех, голос, стук маминого сердца. Конечно и голоса других родственников он слышит и различает, но более приглушенно, чем мамин.

Пока еще немного звуков, но он уже способен их различать.

Да и невербальное общение неродившегося малыша с родителями очень важно – помогает установить связь, необходимую для развития речевого аппарата крохи в будущем.

Итак, рассмотрим вредные факторы, влияющие на развитие речевого аппарата грудного ребенка.

1. Сюсюкание

Малыш еще в материнской утробе начинает различать человеческую речь, воспринимает различные звуки окружающего мира.

Особенно малыши хорошо реагируют на речь мамы, поэтому следите за тем, как вы говорите. То, что будет слышать постоянно, будет являться для него некой нормой речи. Если целенаправленно коверкать слова, то он будет повторять.

Многие мамы, пытаясь выразить свою чрезмерную нежность + привязанность к малышу, начинают говорит : хоЛЁший мой, кЛасавец, моя маСЮнечка, пр. Этим сюсюканием будет тормозиться психическое развитие, речевой аппарат.

Кстати, чаще всего сюсюканием “грешат” бабушки и дедушки, ведь своих детей они вырастили, а внуки дают им вторую молодость. Так что проследите за манерой разговоров близких родственников и обратите их внимание на это.

Однако, к сюсюканью не у всех специалистов отрицательное отношение.

Некоторые утверждают, что такое нестандартное общение, когда демонстративно растягиваются гласные, произносятся ласковые слова, при этом мама улыбается, помогает крохе стать более уверенным, понять, что мама его очень любит и он занимает в ее жизни важное место. Это называется еще Бэби-ток.

Почитайте книгу проф. Степанова “Общение с новорожденным, как с миром”, там много интересной информации. Вы можете легко найти ее в интернете, я, к сожалению, не могу нарушать авторские права профессора, так что оставляю вам только название и фото книги.

2. Слишком быстрая речь

Если окружающие карапуза будут говорить быстро, не особо разборчиво, он будет плохо запоминать слова, так как попросту будет не успевать расслышать + запомнить слово. Получится некая невнятная масса слов, слитых в единое не разборчивое месиво.

Прежде всего малышу будет не понятно, чего от него хотят взрослые, а позже он и сам будет говорить невнятно.

Иногда на основе этого появляются речевые заикания, потому что малыш будет пытаться скопировать ускоренный темп взрослого, а у него это не получиться.

3. Сосание соски

Пустышки и соски значительно тормозят речевое развитие малышей. Понятно, что если рот все время занят, ребенок привыкает просто что-то мычать в ответ.

Этапы развития речевого аппарата

  • Период новорожденности (1-й месяц жизни).
  • 2-3 месяца.
  • 3-6 месяцев.
  • С полугода до 9 месяцев.
  • С 9 месяцев до года.

Учимся правильно говорить с новорожденным ребенком

Главный стимул для речевого развития – это правильное общение с ребенком, начиная с рождения. Первый месяц жизни – самый главный. Ведь все, что кроха услышит и постигнет в этот период, станет фундаментом дальнейшего формирования речи.

Как разговаривать с грудничком? Просто, не надо сложностей и заумных фраз. Понятно, что ответа от второй стороны еще нет, но говорите с ним, как с полноценным участником вашей беседы.

Рассказывайте, о том, что его окружает; что вы сами видите, гуляя в том или ином месте; показывайте ему то, о чем говорите.

Пусть он еще чего-то не понимает, у него пока ассоциативное внимание, но эти вещи лягут в его умственную кладовую и будут извлечены оттуда, когда придет время.

Общаемся с 2-3 месячным ребенком

Малыш начинает больше бодрствовать, активно включаются в развитие слуховые и зрительные навыки.

Используйте разные погремушки и бубенчики в разговоре с карапузом, будут активизироваться речевой и слуховой центры, используйте потешки.

Poteshki Mal poteshki-mal.zip

Набор потешек для детей раннего возраста

Платформы:Windows 8
Категория:Музыка песни
Дата:

Источник: https://malenkiyrebenok.ru/pravil-noe-obshhenie-s-rebenkom

Учимся общаться правильно! (от 1 до 3 месяцев)

Возможности общения с ребенком до года

Дорогие родители, эта статья является продолжением, второй частью очень важной темы. Как правильно общаться с малышами, как правильно любить? Вы можете возразить мне, что все хорошие родители умеют правильно любить.

И я с вами согласна. Но есть одно маленькое НО. Детки в первые годы жизни очень быстро развиваются, у них появляются новые возможности.

Я расскажу вам, куда и каким образом надо направить вашу любовь, чтобы это принесло наибольшую пользу малышу! Это ваша педагогика на каждый день. В данной статье я расскажу вам про малышей от 1 до 3 месяцев.

Давайте обозначим возможности вашего ребеночка, что он умеет делать в данный период своей жизни:

  1. Ребенок может следить глазками за предметом в трех направлениях: по горизонтали, по вертикали и вкруговую!
  2. Взгляд улавливает движущиеся предметы или людей.
  3. Головка поворачивается на голос.
  4. Прислушивается к голосу мамы-папы, музыке и т.д.
  5. Отвечает звуками, когда с ним общаются.
  6. Появляются интонации плача («я хочу», «я протестую», «я капризный»).
  7. Малыш улыбается, гукает, двигает ножками и ручками, хватает игрушки, выгибает спинку, вертит головкой по сторонам – это комплекс оживления.
  8. Держит головку вертикально, когда лежит на животике или когда мама-папа держит его на руках.
  9. Руки тянет к лицу.
  10. Когда мама-папа держит малыша под мышки, он начинает выпрямлять согнутые ножки, отталкивается от опоры, опирается на всю ступню.

Вот как много может ваш малыш!

На втором месяце жизни вашего малыша, начинается становление эмоционально-личностного общения со взрослыми. Это означает, что основной задачей вас, как родителя, будет правильная организация общения с малышом.

В данный период вы и ваш малыш оба активны в общении. Если раньше вы были инициатором, то теперь инициатор – ваш малыш! Ваша задача — поддержать его.

Предоставьте ему максимальную возможность активно участвовать в общении.

Разговаривайте с младенцем ласково, повторяйте звуки, которые он издает. Обязательно, когда общаетесь с ребеночком, смотрите ему прямо в глазки. И улыбайтесь! Постарайтесь продлить зрительный контакт.

 Любовь к малышу

Еще очень важной частью является физическое соприкосновение! Доставляйте удовольствие ребеночку и себе, поглаживая его, нежно и ласково «играйтесь» с его ручками и ножками, перебирайте пальчики.
Целуйте! Носите на руках! Пойте песенки и рассказывайте стихи! Ребеночек будет счастлив от такого внимания.

Эти любящие действия становятся богатейшим источником информации для младенца! Под влиянием общения начинается оформление представлений младенца о себе. Это образ Я, отношение к себе. С помощью вас закладываются основы самосознания маленького человека.

Самый главный сигнал, который получает ребенок – это любят его или нет, нужен он или нет. Любовное, нежное, дружелюбное, бережное отношение является залогом положительной самооценки!

Правильное общение

Теперь давайте перейдем к овладению речью. Организация правильного общения как раз таки и подготавливает ребенка к овладению речью. Что же мотивирует ребеночка на речь? Это понимание того, что при помощи звуков можно попросить о помощи и тебе помогут.

Второй месяц жизни знаменует появление гортанных звуков, «гх, кхы, гм». А в начале третьего месяца появляются долгие гласные звуки.

Развитие ручек малыша. Движения

Наблюдение за миром — не единственный путь «познать» его. Часть знаний приобретается в результате манипуляций с предметами с помощью ручек. Ручки малыша надо развивать, чтобы кулачек сжимался, ручка выпрямлялась в локте, движения руки и глаза были согласованы. Как могут помочь родители?

В ладонь ребеночка положите палец, или валик, или любой другой безопасный и удобный для захватывания предмет. Меняйте предметы по форме, текстуре.

Причем на второй неделе наблюдается дотягивание малыша до предмета. Очень интересно, что чаще выбирается ближний к ребеночку предмет.

Это говорит о том, что уже в таком маленьком возрасте ребенок понимает удаленность от него каких либо предметов! Сначала дотягивание и хватание является одним движением.

Малыш тянет ручку уже с полусогнутыми пальчиками. Но к 2-3 месяцам это два самостоятельных движения!

Дорогие родители, не забывайте свою задачу. Вы должны создавать условия для развития навыков вашего малыша! Например, носите маленького на руках в вертикальном положении, держа одной рукой за грудь, а другой за попку. Начните с нескольких секунд, и постепенно увеличивайте время.
Положите малыша на животик, ласково говорите с ним, поглаживая спинку вверх-вниз.

Когда маленький научится держать головку, надо развивать упор его ножек. Возьмите ребеночка под мышки вертикально, чтобы ножки соприкасались с поверхностью (твердой). Но не ставьте его. Как только ножки малыша оттолкнуться от поверхности, сразу же приподнимите его. Как будто бы он подпрыгивает! Повторяйте такое упражнение.

Можно попробовать другой вариант. Поролоновую подушку (или что-то наподобие) положите у ног лежащего на спине малыша. Такие упражнения помогут укрепить мышцы маленьких ножек!

Развитие слуха и зрения

Давайте перейдем к слуху и зрению. Для данного источника информации нам важно умение сосредоточить внимание.

Как этого можно добиться? Привлекайте взгляд яркой игрушкой! Надо плавно перемещать игрушку перед глазками малыша. Остановите ее, чтобы малыш смог внимательно рассмотреть ее. Через 3-4 дня поменяйте ее.

Форма, цвет, размер, экспериментируйте! Но будет хорошо, если игрушка будет иметь какую-то «похожесть» с предыдущей знакомой игрушкой.

Для слухового сосредоточения используйте разные погремушки, музыкальные игрушки, инструменты. Привлекайте внимание ребенка к голосу.

Меняйте интонации, помяукайте как котик, пощебечите как птичка!
Подберите любимую музыку вашего малыша. Поставьте рядом с кроваткой магнитофон.

И включайте колыбельную, мягкую инструментальную музыку. Пусть малыш сам выберет! А вы поймете это по его реакции.

Благодаря вашей заботе, любви, стараниям и правильному общению к 2,5-3 месяцам малыш улыбается при виде мамы-папы и других взрослых, улыбается на обращенные к нему слова, также при виде ярких игрушек. Его «счастье» сопровождается движением ножек и ручек, и гулением. Это так называемый комплекс оживления. Ярко выраженное радостное настроение вашего малыша!

Этот период очень важен тем, что происходит установление базового доверия к миру. Доверие устанавливается, прежде всего, через любящий и доверительный контакт с мамой. Малыш знает, что его любят и ценят. Здесь же завязался узелок привязанности ребенка к матери!

Этот период важен тем, что он оставляет отпечаток на всей будущей жизни маленького человечка. Какой будет его самооценка, его позиция в мире, его отношение к людям.

Дорогие родители, постоянно восхищайтесь вашим малышом! Он прекрасен, совершенен. Восхищайтесь искренне! Хвалите его! За что-то и просто так! Делайте это часто. Целуйте часто, в носик, лобик, ручки. Будьте нежны и ласковы!
Умейте любить своих детей!

Источник: https://mapapama.ru/children/razvitie/uchimsya-obshhatsya-pravilno-ot-1-do-3-mesyacev

Как разговаривать и общаться с ребёнком до года

Возможности общения с ребенком до года

Когда в семье появляется ребёнок, на маму сразу же обрушивается огромное количество забот. Бессонные ночи, постоянные кормления, переодевания, смена подгузников, а, кроме того, уже привычные уборка, готовка, глажка, магазины и прочие дела по дому.

Времени на общение с новорожденным при таком графике просто не остаётся. Но оно необходимо для его психического и умственного развития. Время на разговор выделить всё же можно. Например, когда кормите ребёнка, купаете, делаете зарядку или укладываете малыша спать.

Что говорить ребёнку

Можно рассказывать малышу, что именно вы сейчас делаете, как прошёл день, что вы чувствуете или каким видите его в будущем. И не важно, что он вас пока не понимает, зато он чувствует общение, слышит мамин голос, улавливает интонации. И это его успокаивает.

Что конкретно рассказывать зависит от возраста ребёнка. Но есть некоторые формы общения, которые подходят всем детям. Например, ритмичные песенки и стишки. Прибаутки легко воспринимаются ребёнком на слух и откладываются в памяти.

Для каждого ритуала можно подобрать свою песенку, присказку или прибаутку. Малыш будет постепенно привыкать, что после определенной песенки или слов, надо быть готовым к определенным действиям. Пока он воспринимает это как игру.

С песенками или сказками можно укладывать ребёнка. Например, хорошо всем известные сказки Корнея Чуковского отлично успокаивают ребёнка, как и обычные колыбельные. Вместо колыбельной подходят и другие песни. Они должны быть монотонными и спокойными, такими, чтобы ребёнку было спокойно засыпать.

Общение с ребёнком в часы бодрствования

Во время бодрствования ребёнка нужно озвучивать свои действия или рассказывать о происшествиях прошедшего дня. Некоторые родители считают это бессмысленным занятием, поскольку ребёнок всё равно ничего не поймёт.

Это отчасти правда. Малыш, безусловно, не может всего осознать и воспринять смысл, но он довольно быстро начинает понимать, что сказанное адресовано именно ему. Постепенно он начинает копировать звуки.

Разговоры с малышом о том, что видишь, чувствуешь, думаешь, создают для него эталон мышления и поведения. Это крайне важно для дальнейшего умственного развития малыша.

Разговор с ребёнком в сложных ситуациях

Детям зачастую не по нраву прививки и прочие болезненные процедуры, тяжело они переживают и долгие отлучки мамы. В таком случае можно обстоятельно “побеседовать” с ребёнком. Нужно разъяснить, что сейчас случится, когда это закончится, что делает мама и зачем ей надо уйти и, главное, показать, как относится к событию взрослый.

Малыш тогда воспринимает тон, голос и интонацию матери, которые передают чувства. Вот почему объясняя что-либо, родители должны быть спокойны и терпеливы.

Такие разговоры лучше всего вводить в привычку с самых первых дней жизни. Со временем они сделают отношения родителей с ребёнком доверительными, ведь он будет чувствовать, что с его мнением и с ним самим считаются.

Ласковый мамин голос, одобряющий взгляд, и добрая улыбка способны поднять ребёнку настроение. Надо помнить об этом, при переодевании малыша, проведении массажа, купании, или его пробуждении. К этому можно дополнительно добавить взгляд глаза в глаза.

Кормление грудью – не только питание

Кормление ребёнка грудью приносит пользу малышу не только потому, что оно обеспечивает ему лучшее в мире питание. В минуты сосания также происходит психологическое общение между мамой и ребёнком.

Уже в возрасте 2 – 3 месяцев кроха начинает ассоциировать мамин образ со спокойствием, теплом и уютом.

Приёмы и способы общения с ребёнком

На каждом возрастном этапе есть свои приёмы и способы общения с ребёнком.

С рождения до двух месяцев

С самого появления на свет до двух месяцев длится первый период общения мамы с ребёнком – так называемая “психологическая улыбка” или комплекс оживления.

Он проявляется, как только малыш видит маму, папу или другого близкого человека. Ребёнок фиксирует взгляд на лице взрослого, улыбается, приветствует его звуками и активным движением ручек и ножек.

В этом возрасте он должен научиться фиксировать взгляд на родных, отличать маму от папы. Нужно звать ребёнка, приучать его к своему голосу, побуждая его поднять на вас взгляд и зафиксировать его хотя бы на несколько секунд.

Поначалу время контакта будет небольшим, но постепенно оно начнёт увеличиваться. Расстояние, с которого малышу удобнее всего разглядывать лицо – 50 см.

Пока что ребёнок чаще всего информирует родных о своих потребностях плачем. Не надо сразу давать ему соску, для начала можно попробовать просто поговорить, пытаясь разобраться, что стало причиной дискомфорта. Ребёнок же будет чувствовать, что его пытаются понять.

С двух до четырёх месяцев

В 2 – 4 месяца малыш начинает осмысленно улыбаться маме. Очень скоро настанет и очередь других домочадцев.

Постепенно звуки становятся громче, эмоциональная окраска ярче. Можно попробовать двигаться, тогда малыш начнёт следить за вами. Главное – делать всё постепенно, медленно и не напугать ребёнка.

Не оставляйте ребёнка одного, когда он бодрствует, обязательно украсьте кроватку игрушками и играйте с ним.

С четырёх до шести месяцев

С 4 до 6 месяцев малыш начинает более интенсивно шевелиться и даже переворачиваться. Соответственно и действия родителей должны стать более активными.

Надо не просто показывать игрушки, а что-то с ними делать, учить малыша играть. Интересные ему предметы можно отодвигать на расстояние, чтобы он сам пытался их достать.

С шести до восьми месяцев

С полугода до восьми месяцев ребёнок начинает активно передвигаться. Сейчас важно способствовать и интеллектуальному развитию малыша.

Проговаривайте, куда он ползет, заставляйте его самого доставать игрушки, показывайте, как ими играть. Малыш начинает тянуть к маме ручки, сообщая, что хочет к ней. Ему обязательно надо отвечать.

С восьми месяцев до года

С восьми месяцев до года ребёнок всё явственнее начинает сообщать о своих желаниях. Он протягивает ручки, указывает на предметы, передвигается к ним.

Покажите ему, что вы его поняли. Это хороший способ поощрить его в стремлении развиваться. Лучше всего дети развиваются в игре, поэтому такая форма общения наиболее эффективна.

После года малыши начинают разговаривать. Поэтому надо создавать стимулы для общения. Пускай ребёнок попросит или даст явно знать, что он хочет, не предугадывайте его желания. Когда что-то даёте, говорите “на”, забираете – просите “дай”.

Ольга Меледина

Источник: https://mambest.com/page/kak-razgovarivat-i-obschatsya-s-rebenkom-do-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.